История пензенского фестиваля «Джаз Май» началась в 2011 году, когда выступления музыкантов перенесли из концертного зала на улицу, а потом расстелили еще и зеленый газон перед сценой. Чтобы привлечь первых зрителей, организаторам приходилось ставить пианино на перекрестке и ездить с музыкальными инструментами на велосипедах. Теперь Пенза сама приходит на «Джаз Май» как на главное событие весны. В этом году фестиваль проходил с 21 по 23 мая и стал десятым по счету. Как это было и как музыка за десять лет поменяла Пензу — в обзоре «7х7».

Испытание тишиной

В прошлом году международный фестиваль джазовой музыки отменили из-за коронавирусных ограничений. Некоторые жители Пензы назвали это главным разочарованием года.

— Когда я услышала про отмену фестиваля, то подумала, что у людей отняли праздник жизни, — говорит фотограф Гаяне Королева. — Отняли вот этот глоток большой, который помогает потом жить на позитиве весь год.

По словам Королевой, она каждый раз приходит на фестиваль, чтобы фотографировать эмоции и любовь. Именно эти чувства попадают практически в каждый кадр.

Жительница Пензы Нина Сащенкова посещала «Джаз Май» восемь лет. В конце 2019 года она специально купила платье под этот праздник: с нотами и скрипичными ключами. Из-за коронавируса оно почти два года висело в шкафу и ждало своего дня.

Идейный вдохновитель фестиваля Олег Рубцов рассказал «7х7», что не ставил в этом году сверхзадач.

— Для нас было важно просто провести его и понять, как сказалась эта пауза на ожидании публики, на традициях «Джаз Мая», — пояснил он. — Поэтому вспоминаем то, что успели забыть за последние два года. Как выясняется, не так уж много всего.

 
 
 

Первые итоги показали, что город прежде всего соскучился по музыке. По оценкам организаторов, за три дня фестиваль посетили больше 15 тысяч человек. Точную цифру назвать невозможно, потому что специальный подсчет посетителей не ведется и рамок на входе нет.

— Два года назад мы ради интереса запускали дрон и насчитали тысячу человек, которые единовременно находились на площадке, — вспоминает Олег Рубцов. — В этот раз больше всего людей было в субботу вечером. По моим ощущениям, раза в два или три больше, чем тогда.

Опрос «7х7» показал, что для многих зрителей «Джаз Май» — это место встречи с друзьями и просто близкими по духу людьми.

— Это классная тусовка, — считает посетитель фестиваля Михаил Черницов. — Мы с супругой и дочкой ходим сейчас и делаем ставки: кого из друзей мы встретим следующим.

Другой гость «Джаз Мая» Александр Фадеев добавил, что «фестиваль дает возможность на кусочек счастья в год».

Джаз растет

Десять лет назад «Джаз Май» задумывали для того, чтобы познакомить провинциальную Пензу с настоящим джазом. Ставку делали на знаменитых российских и заграничных исполнителей. Они выступали на сценах филармонии и киноконцертного зала, которые позиционировались как ядро фестиваля. А открытая сцена с зеленым газоном была чем-то вроде «заманухи».

— Конечно, большинство людей всегда собирались у открытой сцены, потому что это бесплатно, — говорит Олег Рубцов. — Многие до сих пор с удивлением узнают, что концерты проходят еще и внутри зданий. Раньше я смотрел на это с некоторым недоумением, потому что уровень исполнителей на улице не всегда соответствовал даже нашим внутрикомандным критериям. Но сейчас я вижу, что открытая сцена очень серьезно подтянулась по качеству.

Во многом эти перемены объясняются коронавирусными ограничениями, из-за которых стало сложно привезти иностранные коллективы. Для сравнения, на предпоследнем фестивале в 2019 году на сцене выступали десять музыкантов из-за рубежа, а в этом году их было всего двое. При этом уровень российских исполнителей заметно вырос, да и сам фестиваль уже превратился в яркую точку на музыкальной карте России.

 

— Это заметно по заявкам музыкантов, которые хотят выступить на сцене, в том числе бесплатно, — отмечает Рубцов. — Для того, чтобы приехать в Пензу, кто-то в квартете Олега Максимова из Ростова-на-Дону продал свою машину.

Но главным открытием десятого «Джаз Мая» стало то, что в Пензе вырос собственный джаз. Точно известно, что такую тенденцию породил именно фестиваль: сразу после новогодних праздников местные коллективы объединяются и начинают репетировать, чтобы выступить на открытой сцене. К примеру, несколько лет назад именно так появилась группа No comments, которая потом переросла в квинтет «Аргентум Джаз».

— Сейчас ловила себя на том, что мне стало этого мало, — рассказала «7х7» солистка квинтета Екатерина Миленькая. — Ты ждешь этого весь год, потом выходишь на 20–25 минут, и вот этого обмена со зрителями, энергии, мне лично мало. Я готова была еще часа три тут повыступать. Мне не хватает. Мне хочется больше.

Екатерина Миленькая

Кроме того, у «Джаз Мая» за 10 лет появились свои «дети». Когда-то один из организаторов Елена Демина настояла на том, чтобы на открытой сцене выступали детские коллективы. Поначалу команда относилась к этому с «мило трогательным снисхождением» и воспринимала эту идею как социальный проект. 

— Но для детей это всегда была серьезная история, многие до сих пор хранят букеты бейджиков с предыдущих фестивалей, — говорит Рубцов. — И вот оказалось, что дети выросли и превратились в серьезных музыкантов. Кто-то возвращается на фестиваль со своими московскими составами, кто-то объединяется здесь в квартеты и показывает себя совершенно не стыдно. В этом году на открытой сцене выступали совершенно прекрасные группы с серьезными заявками на статус профессионального коллектива.

Сколько это стоит

На каждом «Джаз Мае» выступает порядка 40 коллективов. Это около 250–400 музыкантов. Чтобы организовать три музыкальных дня, организаторам надо работать весь год и собрать больше 3 млн руб. В этом году в фестивале впервые использовались деньги из Фонда президентских грантов. Организаторы выиграли их со второго захода: в 2017 году не хватило трех баллов из 71.

— Только не надо думать, что нас завалили деньгами, — уточнил Олег Рубцов. — 500 тысяч из Фонда президентских грантов — это всего 15% от общего бюджета фестиваля. Еще миллион нам дали в региональном министерстве культуры, 450 тысяч отбили на билетах и еще полтора миллиона собрали за счет спонсоров.

По словам Рубцова, этот год стал рекордным по количеству волонтеров, работавших на площадке, — 100 человек.

 
 
 
Воспитанники благотворительной организации «Квартал Луи» предлагают фрукты посетителям «ДжазМая»
Экоплощадка фестиваля
Веганские бургеры на «ДжазМае»

Для того, чтобы все звучало и нравилось, на площадке работают сотни людей. В том числе огромный штат сотрудников областного «Пензаконцерта». Но главным компонентом фестиваля по-прежнему остаются сами зрители.

— Мы только ставим декорации и зовем музыкантов на сцену, а фестиваль делают люди, — говорит идейный вдохновитель фестиваля. — Если зрители не подключатся к этим электродам и не пропустят музыку через себя, то ничего и не получится. Меня часто спрашивают: почему все это продолжается столько лет? Видимо, потому, что это нужно городу.