Привет! 10 ноября команда интернет-журнала «7x7 – Горизонтальная Россия» попросила Фонд Генриха Бёлля помочь нам собрать экспертный совет для оценки обвинений директора издания Павла Андреева в неэтичном поведении по отношению к его знакомой Софье Орловой (девушка разрешила называть свое имя). Эти обвинения 8 ноября публично выдвинул юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак. Сегодня мы рассказываем об итогах работы экспертов и публикуем протокол заседания экспертной группы.

На следующий день после появления обвинений Павел Андреев по собственной инициативе ушел в отпуск. В течение прошлой недели его обязанности исполняла наш продюсер Софья Крапоткина. Она была ведущей заседания группы, которое прошло в онлайн-режиме в субботу, 14 ноября.

В эту группу вошли (с правом решающего голоса):

  • Александр Шманай, психолог;
  • Татьяна Глушкова, юрист;
  • Юлия Островская, юрист.

Кроме них, в работе группы участвовали с правом совещательного голоса:

  • Анна Ривина, юрист, глава центра «Насилию.нет», в который обратилась Софья Орлова;
  • Марина Агальцова, адвокат, представитель Павла Андреева.

Адвокат Мария Эйсмонт сначала приняла участие в комиссии, но затем попросила освободить ее от участия в работе группы в связи с занятостью.

В заявлении, которое команда «7x7» опубликовала 10 ноября, мы написали, что не считаем произошедшее проблемой харассмента в редакции «7x7», поскольку Софья Орлова не была и не является сотрудником, соискателем на должность или волонтером издания, никогда не была связана с редакцией финансовыми обязательствами, не была коллегой или подчиненной Павла Андреева. Экспертная группа отметила, что возможности повлиять на ситуацию, которая стала предметом разбора, у команды интернет-журнала не было, так как эта история была эпизодом частной жизни и не относилась к работе издания. Поскольку с запросом к экспертам обратилась редакция, в которой работает Павел, то эксперты предложили рассмотреть ситуацию с точки зрения трудовых отношений. Общее решение: харассмент в сфере труда отсутствует. Экспертная группа оставила на усмотрение редакции вопрос, может ли Павел Андреев вернуться к исполнению обязанностей директора издания. С понедельника, 16 ноября, он приступил к работе.

К единому мнению о том, можно ли признать описанный в обвинении эпизод харассментом, эксперты не пришли и указали, что универсального определения для харассмента не существует. Личные оценки они изложили в комментариях к протоколу.

Адвокат Марина Агальцова отметила, что действия Павла не подпадают под УК РФ или КоАП: «В нашем законодательстве не содержится определения харассмента. <...> Если мы проанализируем обстоятельства дела, то с точки зрения разумного человека Павел не мог ожидать, что его действия приведут к обиде, унижению или запугиванию Софьи. Тем более его действия не были направлены на унижение человеческого достоинства Софьи». Психолог Александр Шманай указал на то, что «степень настойчивости, которую он избрал в отношении Софьи, казалась ему уместной. Но <...> Павел в тот день мог не осознавать, как именно он действует и какое влияние его поведение в действительности оказывает».

Эксперты рекомендовали «7x7» напомнить сотрудникам о внутренних механизмах регулирования конфликтов, которые уже созданы, и подумать о возможности внедрения harassment policy, которая зафиксирует нормы поведения и личные границы ответственности. В «7x7» уже действует конфликтная комиссия, которая призвана урегулировать любые конфликты между сотрудниками издания по их запросу. В нее входят штатные и внештатные сотрудники издания и приглашенные эксперты.

Мы считаем важным привести рекомендации юриста Юлии Островской, которые могут быть использованы любыми другими организациями, в которых не была принята политика и не проводилось обучение по вопросам дискриминации и харассмента.

  • Организация может провести опрос/анкетирование сотрудников и волонтеров для оценки факторов риска, повышающих вероятность насилия и харассмента в сфере деятельности организации, и устранения факторов, которые могли бы способствовать подобным практикам, в случае необходимости. Опрос может быть организован анонимно или с участием интервьюера, который не является лицом, занимающим руководящую должность в организации.
  • Организация может провести информационно-разъяснительные мероприятия в той форме, в которой это возможно (например, лекция/тренинг с профильными НКО) для сотрудников и волонтеров о дискриминации, гендерно обусловленном насилии, харассменте, домогательствах и их последствиях.
  • Организация может разработать и принять политику, направленную на недопущение насилия, харассмента и домогательств в сфере труда, включающую провозглашение нулевой толерантности в отношении насилия, харассмента и домогательств в сфере труда; меры, направленные на защиту жертв и свидетелей от виктимизации и оказания давления; информацию о процедурах подачи жалоб и расследования.
  • В случае принятия политики организация может обеспечить, чтобы все сотрудники были своевременно ознакомлены с текстом политики и имели к нему свободный доступ.
  • При организации и проведении публичных мероприятий организация может использовать информационно-разъяснительные материалы, демонстрирующие неприемлемость насилия и харассмента, в частности гендерно обусловленного насилия и домогательств.
  • Организация может обеспечить участие сотрудников в принятии решений о реализации всех вышеперечисленных рекомендаций.

Спасибо, что переживали за нас!