Суфражистки боролись за равные с мужчинами права, феминистки второй волны — за равные возможности, а современные — выступают против сексизма во всех его проявлениях. Достигнуты ли цели движения в современной России? К неформальному Дню феминизма, который отмечается 30 мая, «7x7» провел опрос о том, что сами феминистки относят к своим победам. Результаты прокомментировали директор Центра гендерных исследований Ольга Шнырова и соосновательница образовательного проекта Fem Talks Катерина Денисова.

Опрос проводился с 20 по 30 мая через сервис “Google Формы”. Анкету мы распространяли в региональных феминистских сообществах во “ВКонтакте”. В итоге было получено 128 ответов. Способ распространения анкеты мог повлиять на результаты опроса. 

Достижения феминизма

Развивается женская солидарность 

В 2018–2019 годы в России прошли десятки акций в поддержку сестер Хачатурян, за принятие законопроекта о домашнем насилии и освобождение активистки Юлии Цветковой (художница выкладывала в соцсети иллюстрации на темы бодипозитива, женской физиологии). Растет число проектов, сделанных женщинами для женщин. Например, сеть женской взаимопомощи “Проект W” и “Ты не одна”, паблик “Сестра сестре. Взаимопомощь” в соцсети “ВКонтакте”. Тенденция была особенно заметна во время пандемии коронавируса. Кризисные центры и организации помощи женщинам запустили бесплатные вебинары о том, как справиться со стрессом или финансовыми трудностями во время кризиса, создавали группы психологической помощи. Организаторки московского Moscow FemFest запустили бесплатную службу психологической помощи для женщин-врачей, а авторки проекта “Ребра Евы” — марафон заботы и поддержки. 

 
 
 
Акция в поддержку сестер Хачатурян в Воронеже
Пикет в поддержку сестер Хачатурян 28 сентября 2019 года в Смоленске

Новые медиа транслируют идеи феминизма

Феминистки начали организовывать собственные ивенты (Moscow FemFest, фестиваль против домашнего насилия “Не виновата”, фестиваль “Женщины. Инвалидность. Феминизм”), создавать и популяризировать научно-образовательные и просветительские проекты о феминизме (“Высшая школа равноправия”, «Феминистки поясняют», паблик “Женская история”), медиа о женщинах с акцентам на фем-повестку (метапроект «Феминистское СМИ» “Гласная”, Wonderzine), блогеры рассказывают о феминизме на своих площадках в соцсетях и мессенджерах (Telegram-каналы “Женская власть” и “Дочь разбойника”). Традиционные СМИ тоже подключились к “женской” теме. Журнал Forbes развивает раздел “Forbes Woman”, развлекательный канал ТНТ запустил шоу “Женский стендап”, глянцевые журналы Cosmo и Glamour начали менять тональность. 

Сыктывкарский ФемФест

Участницы опроса «7x7» отметили еще и широкую огласку случаев домашнего насилия и харассмента в новых медиа: заявление журналисток о сексуальных домогательствах со стороны депутата Госдумы Леонида Слуцкого (он отрицал информацию и не понес никакой ответственности), харассмент в крупнейших российских вузах — НИУ ВШЭ и МГУ, история Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, кейс ведущей Регины Тодоренко. 

Социологические опросы «Левада-Центра»* показывают, что российское общество в большинстве своем считает серьезной проблему насилия со стороны супруга или партнера, в отличие от харассмента. Женщин эти вопросы беспокоят сильнее, чем мужчин.

Началась работа над проектом закона о домашнем насилии

Депутаты вносили в Госдуму законопроект о профилактике семейно-бытового насилия еще в 2016 году, но тогда он не дошел даже до первого чтения. С новой силой о проблеме заговорили после того, как широкую огласку в СМИ получили истории жертв домашнего насилия: Маргариты Грачевой, Яны Савчук и сестер Хачатурян

В течение 2019-го года законопроект обсуждали и разрабатывали в Совете по правам человека при президенте РФ, его активно продвигала депутат Госдумы Оксана Пушкина. Однако праворадикальные, некоторые православные и родительские объединения выступили против. Они посчитали, что само по себе существование такого закона наносит удар по традиционным ценностям, а мер для пресечения случаев домашнего насилия будто бы достаточно и без него. Во время карантина из-за коронавируса депутаты приостановили работу над законопроектом. 

Аборты сохранены в системе ОМС

На протяжении последних 10 лет было несколько серьезных нападок на репродуктивные права женщин. В 2011 году депутат Госдумы Валерий Драганов внес на рассмотрение парламента законопроект, который обязывал замужних женщин получить согласие мужей на прерывание беременности. 

В сентябре патриарх Кирилл подписал обращение за полный запрет абортов. Последняя инициатива исходит от уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. В докладе о работе ее аппарата за 2019 год есть рекомендация правительству РФ принять меры, “направленные на ограничение продажи в аптеках абортируемых лекарственных препаратов”. Каждое такое предложение сопровождается бурной полемикой. В том числе, высказываются феминистки. Пикеты в защиту права на аборт в разные годы проходили в Челябинске, Петербурге, Новосибирске и других городах. В некоторых регионах светские власти все же частично ограничили проведение абортов в определенные дни (“дни тишины” в Приморском крае и Рязанской области). Но федералы пока не решаются вывести их из системы обязательного медицинского страхования, поскольку опасаются роста опасных подпольных операций. 

 

Запрещенных профессий для женщин стало меньше

Министерство труда России в августе 2019 года более, чем в четыре раза сократило список запрещенных для женщин профессий. С 2021 года женщины смогут работать дальнобойщиками, боцманами, парашютистами, машинистами электропоезда, трактористами-машинистами на сельхозработах, слесарями по ремонту автомобилей и так далее. Список запрещенных профессий появился еще в советские годы и в 2000 году был расширен. Законодатели мотивировали это решение заботой о репродуктивном здоровье женщин.

На 98 видах работ и должностей труд женщин по-прежнему будет ограничен (на химпроизводствах, горных работах, строительстве подземных сооружений и т. д.). 

Лица феминизма в России и тренды

Среди женщин - представителей фем-движения в России участницы опроса чаще всего называли соавтора законопроекта о профилактике домашнего насилия, сооснователя сети взаимопомощи для женщин «Ты не одна» Алену Попову, художницу, поэтессу, создательницу акции #тихийпикет Дарью Серенко, журналисток и блогерш Залину Маршенкулову и Александру Митрошину, киберактивистку, блогершу Нику Водвуд. Среди организаций, отстаивающих права женщин, — “Насилию.нет”*, “Ребра Евы”, российское феминистское объединение “ОНА”. К трендам отнесли рост числа женщин в публичной политике и активизме, развитие фем-движения в нестоличных городах, постепенное изменение отношения общества к идеям феминизма. 

— Основное достижение феминизма заключается в том, что он не умер, — прокомментировала итоги опроса Ольга Шнырова. — Условия существования и развития феминизма в нашей стране сложные, власть воспринимает его как потенциальную опасность. Об этом говорит преследование феминисток (Юлии Цветковой) и ЛГБТ-активистов. Но, по крайней мере, в крупных городах усиливается понимание того, что мир изменился и что феминизм - нормальная составляющая нашей жизни. С другой стороны, есть и обратный тренд. Растет определенная агрессивность в отношении феминизма. Но на это можно посмотреть под другим углом.

Подобная истерическая реакция может говорить о том, что люди, не принимающие изменения привычных гендерных ролей в обществе, таким образом защищают последние бастионы. Жизнь меняется, чего бы ни хотели наши оппоненты, к прошлому мы уже не вернемся. 

Ольга Шнырова считает, что перечисленные достижения можно отнести, скорее, к более позднему периоду — последним двум-трем годам. Одним из важных условий, благодаря которым они стали возможными, она называет влияние новых медиа. С ней согласна Катерина Денисова:

— Я думаю, огромную роль сыграл интернет. Взорвавшие мир акции #metoo и #янебоюсьсказать — явление, которое развивалось преимущественно в киберпространстве. Активистки, которых респондентки выделили в качестве внесших наибольший вклад — не в последнюю очередь именно киберактивистки, которые ведут и активно освещают свою деятельность в соцсетях. Домашнее насилие и харассмент — острейшие проблемы, и начало большого разговора о них — это огромное достижение. В то же время я думаю, что каждый инициированный феминистками разговор, каждый митинг, статья и проект — это та самая вода, которая точит камень. У всего, конечно, есть две стороны. К примеру, отмеченное многими «широкое освещение идей феминизма в новых медиа» зачастую приводит к размыванию феминистской повестки, ее коммерциализации и деполитизации.