Врио главы Коми Владимир Уйба, который возглавил регион 2 апреля, дал свою первую пресс-конференцию. За полтора часа онлайн-созвона с журналистами он рассказал о борьбе с распространением коронавирусной инфекции в республике, желании выдвинуть свою кандидатуру на выборах руководителя региона в сентябре и критическом отношении к строительству мусорного полигона на станции Шиес. “7х7” публикует ответы Владимира Уйбы на некоторые вопросы.

О прогнозе развития пандемии в Коми

- Два ведущих вуза страны – Питерский политех и МФТИ - совершенно бесплатно сделали две модели [спрогнозировали развитие ситуации в Коми]. По одной из моделей, пик ожидается с 30 апреля по 5 мая, а зараженными могут оказаться до 50 тысяч человек. Исходя из этого пессимистичного сценария, мы рассчитываем количество коек, СИЗов [средств индивидуальной защиты], врачей, среднего медицинского персонала, денег. У нас сегодня «приросло» 14 человек [14 новых случаев выявления коронавирусной инфекции]. Но это не значит, что завтра мы удержим такое снижение.

 

На пик мы должны выйти с полным набором коек, СИЗов, врачей. Нам главное – не допустить увеличения процента тяжелобольных. Выходить из пика мы планируем не раньше конца июня.

 

О готовности больниц

- На пике нам потребуется 89 ИВЛ [аппаратов искусственной вентиляции легких] – это плюс к тому, что есть в регионе. У нас есть контракт с Минпромторгом на поставку 70 ИВЛ, они поступят до 30 апреля. Как мы компенсируем 19 недостающих ИВЛ? Мы составили маршрутизацию по аппаратам ИВЛ – всего в Коми 262 аппарата ИВЛ. Аппараты ИВЛ, которые ранее работали на плановых пациентов, освобождаются. У нас таких 30 аппаратов. На каждый аппарат ИВЛ ставится бирочка, мы знаем, куда он поедет или полетит в случае мобилизации. При этом рассчитано даже время его поездки.

СИЗы – как боеприпасы на фронте. С ними есть дефицит у всех. Но мы понимаем, что на пике мы выйдем на месячный запас. Врачи заходят к пациентам защищенными.

У нас был момент, когда у нас был всего трехдневный запас СИЗов. Сейчас у нас недельный запас.

Койки. По планам надо развернуть 410 штук, уже развернуто 309.

По врачам и среднему медицинскому персоналу – сложная ситуация. Мы объявили дополнительный набор врачей и медсестер – 799 человек. Мы их сейчас переучиваем на дистанционном вебинаре. После этих курсов им выдают временный сертификат помощника реаниматолога или помощника медсестры до 2021 года.

Еще один опыт Москвы, который мы внедрили, – это тесты прямого действия, когда по капле крови можно получить ответ в ближайший час. Тесты высокочувствительные, «ловят» коронавирус в первые же сутки. Это здорово, потому что мы можем человека сразу вывести на карантин. Москва выделила 10 тысяч тестов для Коми, они были распределены по самым острым направлениям. Их хватит на неделю. Я попросил Сергея Семеновича [Собянина], он нам еще 50 тысяч тестов выделит. Это позволит нам выйти на высокий уровень обращаемости и выявлять самую опасную форму – скрытое, бессимптомное течение заболевания.

 

О карантине для жителей с симптомами ОРВИ

- Мы всех, у кого есть симптомы ОРВИ, посадим на строгий карантин - 14 дней. За это время мы возьмем два или три теста, и, если результаты будут отрицательными, мы выведем человека из списка. В апреле мы открыли три лаборатории, где делали тесты. В Коми была только одна. На сегодня мы провели почти 9000 тестов. Теперь мы получаем результат день в день.

 

Об очагах инфекции в больницах

- Здесь много причин. Это и большая миграция, люди вернулись из тех стран, где был подъем коронавируса. Понимание, что это опасное заболевание, которое проходит скрыто, наступает не сразу. Никому же в голову это не приходило, что человек, который обращался в больницу с болями в животе, уже был заражен. Не случайно 55% очагов в стране – это больницы. Ни у кого в стране же не было тестов прямого действия в начале марте.

 

О выдвижении на пост главы Коми

- Мне 61 год. Для такого человека, как я, важно понимание того, что ты сделаешь в ближайшие 10 лет. Я рассчитываю избраться в сентябре 2020 года, отработать пять лет, избраться на второй срок и отработать 10 лет. Не надейтесь, что я приехал ненадолго. Привыкайте.

 

 

О полигоне на Шиесе

- Любой проект, который может принести вред экологии, не имеет права на существование. Буквально два дня назад мы созванивались с врио главы Архангельской области Владимиром Цыбульским, он сказал, что категорически против. Я присоединяюсь, и я сказал ему: “Я твой сторонник”.

Я по роду своей работы входил в состав МАГАТЭ [Международное агентство по атомной энергии, штаб-квартира находится в Вене]. Я приезжал туда раз в год. Одна из достопримечательностей Вены – мусоросжигательный завод. Если это сделано как украшение, не наносит никакого вреда, это источник дополнительного тепла, если подход правильный, профессиональный и современный, не наносящий вреда человеку и экологии, то такие проекты надо рассматривать. Первое – это безопасность человека и природы.

 

О составе правительства Коми

- Я буду опираться на специалистов. Для меня не важно – местный он или не местный. Важно, чтобы он не был сухой. Потому что работа в администрации и правительстве – это работа с людьми.

 

О министре здравоохранения России Мурашко

- С ним общаемся в ежедневном режиме, обычно за полночь. Он очень много помогает, дает информацию по структуре здравоохранения. Он делится всем, что знал по республике, когда был министром. Все приказы и методические рекомендации, которые подписывает Мурашко, оказываются у меня первыми. Не потому, что он был тут министром, а потому что мы в списке вторые после Москвы.

 

О жалобах на рост цен на продукты

- Для этого у нас есть ФАС и грозная организация «ОБЭП». О таких фактах надо срочно сообщать, мы отследим и коллегам передадим. Это неправильно. Нельзя наживаться на войне.