Жительница Дмитриевки Никифоровского района Тамбовской области 6 марта пикетировала офис Тамбовской сетевой компании (ТСК) и требовала расторгнуть договор аренды земли под мусорным полигоном, рекультивировать несанкционированную свалку, демонтировать построенный на этом участке «нанополигон» и отозвать судебный иск к дмитриевцам на 217 млн руб. Поддержать односельчанку приехали представители инициативной группы. Суть конфликта и содержание переговоров жителей поселка с ТСК - в репортаже "7х7".

В Дмитриевке должны были построить три «нанополигона»

Как рассказали журналисту "7х7" представители инициативной группы, свалка рядом с Дмитриевкой выросла вместе с поселком. В 2011 году рядом с ней обнаружили богатое глиняное месторождение. Когда началась реконструкция федеральной трассы М-6 «Каспий», глину добывали якобы в Дмитриевке. В образовавшиеся карьеры местные жители валили мусор. Фирма "Бастион" в 2012 году арендовала этот участок под мусорный полигон, а через два месяца оформила в регпалате, что возвела постройки. Дмитриевцы говорят, что сделано ничего не было, а землю перепродали воронежцам. Когда ТСК в 2016 году взяла этот полигон в аренду, то стала разрабатывать проект по реконструкции, а по сути, на 14 гектарах земли начали строительство нового «нанополигона». Фирма "Бастион" с февраля 2017 по 25 декабря 2018 года без сортировки и переработки сваливала рядом со строящимся «нанополигоном» на историческую свалку дмитриевцев мусор из Тамбова и еще нескольких районов области, не имея на это разрешительной документации. После многотысячного митинга в Дмитриевке 23 декабря 2018 мусор на свалку возить перестали.

- Предполагалось три очереди строительства, три карты. Полигон один уже построили. Они планировали, что они его заваливают мусором, а параллельно строится еще одна карта. Эту карту они тоже начинают заваливать, параллельно строится третья карта. Тут вообще очень все масштабно, потому что у них по проекту высота полигона 20 метров, они ж хотели весь мусор тамбовский сюда везти. Поэтому мы здесь в шоке все пребываем и будем стоять грудью до конца, - сказала активист инициативной группы Татьяна Аверкова.

 

Цена «нанополигона» ТБО

После пикета дмитриевцы направились в офис ТСК и добились встречи с исполнительным директором Валерием Каширским. Правда, сесть за стол переговоров разрешили только возглавляющей инициативную группу Ольге Четыриной и в честь 8 марта активистке группы Татьяне Аверковой.

Ольга Четырина предложила исполнительному директору ТСК Валерию Каширскому расторгнуть договор аренды земли под «нанополигоном» и вернуть ее Никифоровскому району. Ее оппонент ответил, что полигон для размещения ТБО не помешает жителям Дмитриевки, так как находится на безопасном расстоянии в 1000 с небольшим метров от жилья. В то время как в Мордово от свалки до ближайшего дома всего 300 метров, в Уварово 800, а в поселке Майском от крыльца до свалки рукой подать. Представитель регоператора предложил дмитриевцам выбрать, кого им не жалко и куда они хотели бы, чтобы свозился их мусор, как альтернативу Дмитриевке предложил Тамбов Мордово, Уварово и Кирсанов. Всего, по его словам, работают 8 полигонов, половина из которых совсем маленькие. При этом на уваровский полигон везут мусор через весь город с Инжавинского, Мучкапского, Уваровского и Ржаксинского районов. В Дмитриевке такой проблемы не было бы, так как мусоровозы шли бы в обход поселка. Присутствующие на встрече никифоровцы выразили мнение, что размещать ТБО нужно хотя бы за 10 км от жилых домов.

Валерий Каширский посоветовал оставить в Дмитриевке построенный его фирмой «нанополигон» и пользоваться им самим, хоть мусор валить, хоть сад посадить. Но с условием – компенсировать ТСК понесенные расходы 217 млн руб.  Инициативная группа посчитала, что не может принять «подарок». Исполнительный директор ответил, что понимает, насколько это неподъемная сумма для Никифоровского района, и предложил жителям Дмитриевки самим попросить губернатора Александра Никитина выплатить ее из бюджета области, так как глава с ним не общается ни официально, ни в кулуарах.

Мусорная реформа в действии

Представитель инициативной группы Татьяна Аверкова поделилась с Валерием Каширским идеей начать реализовывать мусорную реформу и для начала организовать раздельный сбор мусора. Исполнительный директор ТСК ответил, что перед ним такой задачи не стоит, да и нет никакой мусорной реформы. По его словам, все это придумано для того, чтобы люди отвлеклись от повышения пенсионного возраста и забыли про увеличение НДС с 18 до 20 процентов. А в Тамбовской области благодаря Дмитриевке это удалось в полной мере. На что Ольга Четырина заметила, что пенсионной реформой она тоже займется в свое время.

По заверению Валерия Каширского, в Тамбове начали реализовывать раздельный сбор мусора. Фирма ТСК для сбора пластиковых бутылок закупила за свой счет 300 «клетей» по 11 тыс. руб. и расставила их по всему городу, их обслуживают три отдельных мусоровоза.

Как ветки «мусорных королей» поссорили

Валерий Каширский сказал, что 80% мусора со всей Тамбовской области принимает мусоросортировочный завод "КомЭк". Сейчас долг ТСК перед "КомЭком" около 104 млн руб. Как сказал Валерий Каширский, связано это с ветками. Каждую весну люди делают обрезку деревьев, а если из машины торчат сучья, директор "КомЭка" отказывается считать это ТБО и настаивает на доплате 700 рублей. Получается увеличение тарифа до 1500 рублей за тонну, так за прошлый год натекла вся сумма.

На встрече говорили и о "подкупе" дмитриевцев. Валерий Каширский сказал, что якобы видел возглавляющую инициативную группу Ольгу Четырину и экоактивистку Татьяну Аверкову в зеленых шапках на митинге против закрытия мусоросортировочного завода "КоМэк", который прошел в конце декабря 2018 года в Рассказовском сквере. Представители инициативной группе настаивали, что шапок не надевали. Ольга Четырина ответила, что денег им никто не давал, но в поселке "любая бабушка на костылях встанет против мусорного полигона".

Ольга Четырина

Мировое соглашение

Ольга Четырина сказала, что губернатор Александр Никитин обещал полигон закрыть, а вместо этого просто заморозил - все это бьет по его авторитету и авторитету регоператора ТСК. Активистка считает, что 217 млн для ТСК небольшая сумма, тем более что на размещении ТБО на полигоне в Дмитриевке они заработали намного больше. Валерий Каширский ответил, что там работала фирма "Бастион", а не ТСК. Ольга Четырина выразила общее мнение дмитриевцев - "Бастион" и ТСК одно целое. Валерий Каширский заявил, что это разные компании.

- У регоператора ТСК есть лицензия на сбор и транспортировку отходов, но нет лицензии на размещение, на захоронение. А у "Бастиона" как раз есть лицензия на захоронение. Поэтому ТСК в конце 2017 года заключила договор субаренды земли с "Бастионом". И уже весь 2018 год мусор принимал "Бастион", - пояснила "7х7" представитель инициативной группы Татьяна Аверкова.

Выдержка из поста 4 марта на официальной странице компании в Facebook: «Выходом из сложившейся ситуации может стать мировое соглашение и компенсация понесенных АО «ТСК» затрат на строительство полигона. Мы прекрасно понимаем, что в бюджете Никифоровского района средств на выплату компенсации нет, поэтому мы готовы с инициативной группой обратиться к губернатору за помощью в решении данного вопроса».

Активист Татьяна Аверкова после встречи с заместителем директора ТСК поделилась с журналистом "7х7" своим мнением:

- Там у них нарушение на нарушении, поэтому они хотят, чтобы мы куда-то ходили просить деньги, мы не будем этого делать. Они очень много накосячили и пусть теперь сами расхлебывают. Хотят, чтобы мы деньги просили. А еще полигон они нам оставят!

Жители считают, что заниматься рекультивацией всей свалки в Дмитриевке должна фирма ТСК.

 


Активисты инициативной группы 6 марта получили ответ прокуратуры о том, что администрация Никифоровского района выдала разрешение на строительство «нанополигона» незаконно. Проект на реконструкцию полигона в 2016 году фирмой "ТЕХНОЭКОС" был разработан на компанию "Бастион", а разрешение на строительство выдали ТСК. Никифоровцы надеются этот документ использовать в судах. Ближайшее заседание состоится 11 марта в 12 часов в Арбитражном суде Тамбовской области.