В Пензе военный суд 10 февраля огласил приговор для антифашистов по делу «Сети»*. Судьи полностью поддержали все требования прокуратуры и ни на год никому из фигурантов не уменьшили требуемый приговор. Обвиняемые не раз заявляли о применении следователями пыток, но это не приняли во внимание. В соцсетях после приговора многие блогеры критично отозвались о российском правосудии.

«Планировали запланировать теракт»

Многие лидеры мнения и журналисты обратили внимание на подчеркнутую строгость приговора для тех, кто, согласно обвинению, «планировал запланировать» теракты. Например, уральский журналист Дмитрий Колезев заметил, что убийцы получают меньшие сроки заключения.

 

«Лишили парней жизни»

Спецкор «Новой газеты» Илья Азар в своем Telegram-канале сравнил свои юношеские увлечения с тем, что все фигуранты «Сети*» увлекались страйкболом (из-за этого следователи решили, что антифашисты готовились к насилию против власти):

«Пчелинцеву сейчас 27 лет, Шакурскому - 23 года, остальным примерно столько же. Первому дали 18 лет строгого режима, второму - 16 лет, остальным от 6 до 14 лет. Лишили парней жизни. Ни за что.

За то, что думали о том, что в стране происходит, а не только о том, как заработать, за то, что убеждения имели какие-то, за то, что говорили между собой о чем-то кроме телок и при этом еще в страйкбол играли в лесу. Вспоминаю, как в 25–26 лет каждые выходные играл в Encounter, был капитаном команды, как мы ездили по заброшенным объектам в Москве, искали „коды“, задания выполняли. И тоже ведь обсуждали что-то, и путинскую политику не поддерживали. Думаю, вот приняли бы нас, пытали, кто-то бы туберкулезом заразился в СИЗО, а потом на 15–20 лет отправили бы нас в колонию, и сейчас еще бы 10 лет сидеть оставалось».

«Служба во имя монстра»

Радиоведущая Татьяна Фельгенгауэр напомнила своим подписчикам в социальных сетях, что следом должны быть суды по делу «Нового величия», по которому группу молодежи обвинили в подготовке к насильственному свержению власти:

«Я читаю и думаю, что все те, кто фабриковал и вел дело „Сети“*, кто требовал и назначал эти сроки, - все они члены какой-то секты. Секты, где практикуют человеческие жертвоприношения. Следователи, прокуроры, судьи: они все ломают судьбы невиновных людей и даже убивают их своей „службой“ во имя какого-то монстра. Нам нужно попытаться предотвратить повторение этого в деле „Нового величия“. И попытаться как-то повлиять на апелляцию по делу „Сети“*».

В фонде «Общественный вердикт» заявили, что в ближайшее время ЕСПЧ начнет рассматривать жалобы фигурантов "Сети*" на пытки.

Что нужно сделать с ФСБ?

Обозреватель «МБХ медиа» Роман Попков кратко описал необходимость реформировать российскую спецслужбу, сотрудники которой вели дело "Сети*":

«В связи с сегодняшними мрачными новостями хочу напомнить, что в будущей России ФСБ должна быть упразднена вместе со всеми своими департаментами и управлениями, как абсолютно нереформируемая структура. Новую службу национальной безопасности нужно будет создавать с нуля».

«Нельзя такое забывать в очередной долбаный раз»

Блогер Мария Мотузная, которую судили по делу об оскорблении чувств верующих за сохранение мемов о религии, написала, что можно предпринять неравнодушным активистам:

«Нельзя такое забывать и проглатывать в очередной долбаный раз. От этого тотального бессилия слезы текут уже автоматически. Ужасно страшно и больно. Пожалуйста, выходите на пикеты. Пишите письма. Отправляйте передачки. Это единственное, что мы можем сделать, чтобы не оказаться рядом с ними и все-таки поддержать».

В партии «Яблоко» заявили, что приговор по делу "Сети*" должен быть отменен, а сам суд над антифашистами назвали «расправой».

Политик Дмитрий Гудков напомнил о нарушениях в ходе следствия по делу "Сети*":

«Ребят обвинили в создании террористической организации и намерении сорвать выборы Путина — 2018 вместе с чемпионатом по футболу. Срывать предполагалось в неустановленное время в неустановленном месте с помощью пары подкинутых ФСБ гранат и пистолетов, на которых не нашлось отпечатков пальцев, алюминиевой пудры для изготовления краски-серебрянки и баллона от огнетушителя, который оперативники объявили бомбой и весело пинали во время обыска.

Ах да, еще была одежда одежда защитного цвета, мемуары князя Кропоткина и переписка двух девушек про секс, объявленная уставом террористов. На основе таких вещдоков ФСБ и доказала, что парни „планировали спланировать“ теракты. Ну а чтобы вывести „террористов“ на чистую воду точно, с запасом, парней пытали. Долго и страшно.

Били током так, что у них крошились зубы. Собирали марлей изо рта всю слюну, чтобы рвался язык. Ломали черепа до трещин в глазницах. И звали посмотреть на это матерей: вы же понимаете, что все это мы делаем для блага ваших детей? Пусть они признаются, тогда срок будет меньше. Почему именно они? Возможно, потому что антифашисты. Читали и слушали не то, не любили Путина. А может, просто так. Запытали одного, тот вспомнил всех своих знакомых – и раскрутили по цепочке».

«Наша служба и опасна, и трудна»

Журналист из Марий Эл Денис Долгополов предположил, как силовики отмечают между собой такой строгий приговор для антифашистов:

«На полжизни посадили ребят. Потом эти прокуроры, судьи, следаки, наверно, собираются в каком-нибудь клубе и под коньячок рассказывают друг другу наперебой, что служба и опасна, и трудна».

«У власти страх только перед народным бунтом»

Координатор движения «Объединенных демократов» Андрей Пивоваров порассуждал, почему граждане не смогли повлиять на приговоры по делу:

«Дело „Сети*“ — не дело Голунова, за ребят из провинции вряд ли выйдут под окна администрации президента известные актеры и журналисты, тысячи простых людей — по крайней мере так считают в Кремле. А значит, в большом столичном кабинете не поднимается трубка и какой-то весомый управленец не наорет на пензенских силовиков: „Что же вы, дебилы, делаете!“
Доверия к суду, который игнорировал все ходатайства и просьбы защиты, нет. У власти остался только страх перед народным бунтом, который может поставить на место зажравшихся жуликов в гражданке и погонах.
Несколько ублюдков будут обмывать „победу“, подготовят дырки под новые звезда и медали. Шанс изменить все это есть, но не у адвокатов или экспертов, а лишь у общества».

"Они будут сидеть, а мы - как-то жить дальше"

Журналист Екатерина Гордеева написала в Facebook, что у нее нет иллюзий о возможном смягчении приговора: 

"Не думаю, что можно как-то его [приговор] изменить, я вообще не оптимист. Теперь будут сидеть, а мы как-то жить дальше. Понимая, что сесть можно за все, повар ты или панк. Особенно, если у тебя есть хоть сколько-нибудь отличающиеся убеждения".

*«Сеть» - запрещенная в России террористическая организация.