Виновные известны, но не наказаны — на трех избирательных участках в Орловской области на сентябрьских выборах 2019 года обнаружены фальсификации голосования. Круглый стол по проблеме нарушения закона о выборах провело 23 января орловское реготделение движения в защиту прав избирателей "Голос". На этой встрече побывал корреспондент "7х7".

Где «посадки»?

Орловский облизбирком так же, как провластные СМИ и партии так называемой системной оппозиции, мероприятие проигнорировали. А вот представители УМВД и прокуратуры Орловской области не просто пришли, но и приняли в дискуссии активное участие. Пикировка между правозащитниками и полицейскими свелась не столько к вопросу охраны общественного порядка, сколько к тому, почему полиция не реагировала на явное нарушение предвыборного законодательства членами участковых избирательных комиссий.  Гражданские активисты показали видео нарушений в ходе голосования. Смена одежды, париков, получение избирательных бюллетеней без предоставления паспорта, вбросы членами УИКов зафиксированы документально.

 

«Стукните по урне!» 

Активисты, наблюдавшие за голосованием на 302 избирательном участке в поселке Залегощь, сравнили поведение обычных избирателей и фальсификаторов. Первые паспорт предъявляли и получали пару листков. Вторым выдавали пачку бюллетеней.

- Вы видите, как председатель УИКа ищет ключи от кабинета, где, как мы, предполагаем лежат бюллетени, предназначенные для вброса, - прокомментировал видеоряд активист Сергей Носов. - А здесь член избиркома прошивает книгу с реестром граждан. Это должно было быть сделано до открытия избирательного участка. Грубейшее нарушение. Вот здесь пачка в щель не влезает. А тут член избиркома встает, чтобы помочь, но мужчина пропихнул. Рябило в глазах от фальсификаторов.

Наблюдатели подсчитали, что в нарушениях закона о выборах принимало участие около двадцати членов избирательных комиссий и наблюдателей. Они известны, а тех, кого не опознали сразу, то установить их личности прямая задача правоохранительных органов.

Участок номер 722 в Хотынце. На видео видно, как председатель избирательной комиссии ищет ключи от кабинета, где хранятся бюллетени, предназначенные для вброса. Тут же лженаблюдатели. Пришли, получили удостоверения, сфотографировались и… ушли.

- Я предполагаю, что это люди от Общественной палаты, - сказал активист Сергей Носов. - Их задача сделать вид, что они присутствуют и что-то контролируют. Тут же члены избиркома переодеваются, голосуют. Мы их установили пофамильно. Все данные у нас есть, и мы готовы их предоставить правоохранительным органам.

На видео, которое было показано присутствующим, видно с какими проблемами столкнулись фальсификаторы. Пачки не лезут в узкую щель урны для голосования. Их приходится разделять, сворачивать и только потом вбрасывать. Мужчина пытается вбросить, а бюллетени рассыпаются. Дама в красных туфлях уже голосовала, но голосует повторно. Уже в парике. Выход с участка налево. Она идет направо. Пара заходит с улицы. У дамы получается, у мужчины нет. Щель узкая. Дама возвращается помочь.

- Стукните по урне! – помогают советом члены избиркома.

«И что должен делать полицейский?»

- На момент голосования в каждом райотделе были созданы группы, - заявил полковник полиции Алексей Стеблецов. - По пять занятий провели. Как может сотрудник пресечь правонарушение, если его не видит? Не надо говорить, что мы поддерживаем интересы какой-то отдельной партии. Мы по закону аполитичны. Вы закон о полиции читали? – интересуется Стеблецов у правозащитника Дмитрия Краюхина.

- Да, - отвечает Краюхин.

- И что должен делать полицейский? – спрашивает Стеблецов, тут же отвечая сам на свой вопрос. - Он охраняет общественный порядок и общественную безопасность.

Представитель партии «Яблоко» Сергей Зайцев выступил с предложением направить письмо на имя министра внутренних дел Владимира Колокольцева, чтобы он дал четкие разъяснения, как должен действовать сотрудник полиции. По его мнению, «главное – обратить внимание МВД на эту проблему, донести ее актуальность».

 

«Такие преступления невозможно совершить в одиночку»

За четыре месяца прошедших после подведения итогов выборов, на Орловщине нет информации о наказании фальсификаторам, считают правозащитники.

- Следственное управление Орловской области, как крыша для фальсификаторов, – так я озаглавил тему своего выступления, - сказал Краюхин. – "В ночь с 8 на 9 сентября 2019 года Орловская область вошла в историю", - сказала Элла Памфилова тогда в прямом эфире и призвала отменить «нещадно» результаты выборов на двух участках. Но орловский избирком пошел дальше и результаты отменил даже на трех.

В  2019 году 70% обвиняемых по уголовным делам о нарушениях закона о выборах (а это почти все члены избиркомов) либо вообще не наказаны, либо получили незначительные штрафы. Никто не осужден. То есть после штрафа фальсификатор снова может стать членом УИК.

- В движении «Голос» я занимаюсь статистикой по электоральным преступлениям, - сказал эксперт «Голоса» Денис Шадрин. - Организация вбросов – это всегда группа лиц по предварительному сговору. Такие преступления невозможно совершить в одиночку.

Но следователи дела закрывают. Изменить ситуацию, по словам Шадрина, можно, только если изменить категорию электоральных преступлений, переведя их из категории средней тяжести в категорию тяжких. Сложнее будет спустить дела на тормозах.

Яркий пример - избирательный участок №302 в Залегощах. Пойманная на вбросе липовых бюллетеней член УИКа с правом совещательного голоса Марина Куликова отделалась штрафом. Предложение об этой мере наказания, несмотря на протест прокурора, внес в суд следователь Верховского межрайонного следственного управления. Два дела все еще расследуются региональным СК.