Нижегородский районный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ об отчуждении в пользу государства имущества, якобы принадлежащего экс-главе Марий Эл Леониду Маркелову и членам его семьи. Подсудимый назвал это «жуткой мистификацией». О судебном заседании 25 ноября — репортаж корреспондента «7х7».

Что имел Леонид Маркелов

Бывшего главу Республики Марий Эл Леонида Маркелова обвинили в получении взятки, в связи с чем на имущество, которое, по мнению следствия, принадлежало Маркелову и членам его семьи, был наложен арест в качестве обеспечительной меры по обвинению в коррупционном преступлении.

Стоимость собственности арестованного, по оценке следствия, составляла 2,2 млрд руб. Это более 120 объектов недвижимого имущества, 16 автомобилей (шесть легковых, четыре грузовых, два трактора, четыре погрузчика), торговый центр, спортивно-оздоровительный комплекс, несколько земельных участков, квартиры, свыше 950 наименований дорогостоящих предметов роскоши, монеты из драгоценных металлов и другое, а также денежные средства.

Сам Леонид Маркелов и его защита заявили, что под предлогом борьбы с коррупцией происходит банальный передел собственности.

Кому это принадлежит?

Подавляющая часть изъятого имущества принадлежит организациям, к деятельности которых Леонид Маркелов, по его словам, не имеет никакого отношения, которые занимались инвестированием в регион и строили в нем различные объекты.

- Все, что здесь происходит, это какая-то жуткая мистификация, - сказал Леонид Маркелов в суде. - В чем моя вина? В том, что развивал республику, приглашал инвесторов, которые строили город? А мне говорят, что, вот, для Маркелова построили 100 домов. Зачем мне 100 домов? «Для Маркелова построили физкультурно-оздоровительный комплекс». Для меня построили? На пустырях возводили дворцы, которые почему-то называют моими. Все, что построено в республике, это все для меня строилось? Мне говорят: ты давал указания, а значит, руководил предприятием. Если перед приездом патриарха в Марий Эл я велел в каком-то доме поменять окна и поставить решетки в целях безопасности — это мой дом? Это была моя работа как главы региона — развивать его, привлекать инвестиции, открывать рабочие места, платить налоги и так далее. Оказывается, привлечь инвестиции это коррупция. Мне поручили развивать отсталый регион, и через несколько лет республика рассчиталась с долгами. В чем здесь криминал? Организация при строительстве снесла какие-то объекты, а мне сейчас вменяют стоимость этих объектов. Я-то тут причем? Кто-то там что-то снес, а виноват Маркелов!

«Мне больно за людей, которые мне помогали»

 

Леонид Маркелов возмутился преследованием близких ему людей:

- В чем вина Шилова? В чем он виноват? В том, что у него были деньги, которые почему-то тоже называются моими? Он занимался бизнесом, который потом продал, в наследство досталось три квартиры. Он все продал. А деньги положил в банк. Он представил все документы на них. А ему вменяют в вину то, что «вот есть у тебя деньги, а ты живешь в плохой квартире [район Кузьминок в Москве] и ездишь на старой машине, а значит, деньги эти не твои». Была бы у него машина новая, и ее бы забрали.

Александр Шилов заявил суду, что ездит на автомобиле очень мало, и предоставил документы, согласно которым пробег его автомобиля за 10 лет эксплуатации к 2017 году составил 14 тыс. км, а к 2018 году — 14800 км.

- Почему вы у него все отбираете, какое я отношение к его деньгам имею? - негодовал в суде Леонид Маркелов. - Мне больно за людей, которые мне помогали и которые сейчас вынуждены за это расплачиваться. В чем вина Татьяны Ивановны? [Маркеловой] Только в том, что у нее фамилия Маркелова. Они вместе с Кожановой строили город. Сейчас у одной все отбирают, а вторая сидит.

- Вы очень правильный вопрос задали: зачем вам автопогрузчик? - обратился Маркелов к судье Антону Симагину. - Думал, вы действительно хотите разобраться в происходящем. Зачем Маркелову автопогрузчик? Он мне не зачем. Это трактор, который Кожанова купила, чтобы чистить город, в частности площадь Девы Марии. А сейчас он стоит, гниет. Снег скоро выпадет, и все в сугробах утонет.

 

— Я не знаю, где мы живем вообще. Даже в каменном веке были законы. Феодальное право, римское. А сейчас ничего нет. 

«Когда все отнимут, от города вообще ничего не останется»

- Что совершил Леонид Игоревич? - спрашивала в прениях судью Татьяна Маркелова. - Еще еще не осудили, не доказали его вину, а вы уже все отбираете. В чем он виноват? В том, что мы создавали туристический кластер? Строили город? А теперь что? Теперь все рушится. То, что истец хочет получить деньги, чтобы помочь нашему государству, я понимаю, но этим процессом все будет спущено вниз, что наработано за много-много лет. Все уже сейчас разваливается. А когда все отнимут, от города вообще ничего не останется. Это боль не только моя. Это боль всех строителей, всех, кто его строил. Он [Маркелов] курировал развитие города, а теперь что город? Света нет, ничего не строится. В «Телекомпании 12 регион» сокращено 90% сотрудников. И работы для них нет. Прокуратура вменила мне иск на 31,7 миллиона рублей за продажу пяти квартир с 2012 по 2016 годы. Вырученные деньги были инвестированы в строительство, в объекты, которые сейчас конфискуют. А теперь я должна эти деньги вернуть? Это не то что незаконно, а страшно из-за того, что такие противозаконные вещи пишет представитель СК. Хотят взять на испуг. Ну буду со своей пенсии 13400 рублей выплачивать по 300 рублей до конца жизни.

Татьяна Маркелова попросила судью убрать из исковых требований генпрокуратуры к ней иск на 31,7 млн руб. Сторона защиты просила суд проявить принципиальность в деле, в котором «государство хочет «продавить» решение» и «направить судебную практику в правильное русло».

«Как можно детей выгонять?»

Чтение перечня отчуждаемого в пользу государства имущества заняло у судьи Антона Симагина почти 3 часа. Судья постановил полностью удовлетворить иск генпрокуратуры.

Татьяне Маркеловой оставили три дома, которые находятся в залоге у банков, и несколько незначительных долей в одном из предприятий, которые пока не могут быть у нее изъяты.

- Надо было уезжать, — во время чтения решения суда грустно произнес из «аквариума» Леонид Маркелов, - а сейчас уже поздно...

Защита Маркелова заявила, что обжалует решение суда


Леонида Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению в получении взятки в сумме 235 млн руб. На тот момент президент Путин уже освободил его от должности главы республики. По версии обвинения, взятку Маркелов получил от бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам. По версии следствия, посредником была руководитель «Телекомпании 12 регион» Наталия Кожанова.

По делу Маркелова проходит и бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Ираида Долгушева. Ее обвинили в злоупотреблении служебным положением. Как утверждает следствие, по ее указанию в министерстве написали несколько справок для холдинга «Акашево», в которых была недостоверная информация. Ираида Долгушева находится под подпиской о невыезде, Наталия Кожанова в СИЗО, Николай Криваш арестован заочно.