Строительство мусорного полигона на станции Шиес в Архангельской области продолжается больше года. Против него выступили десятки инициативных групп из разных городов России, активисты разбили круглосуточный лагерь около объекта и собрали тысячи подписей за остановку любых работ на станции. Интернет-журнал «7х7» 9 октября попросил читателей прислать свои истории о Шиесе: впечатления о поездке в лагерь активистов, размышления об экологии и мнения о действиях и словах чиновников. Редакция публикует подборку мнений блогеров с небольшими сокращениями.

Артем Шевелев, Северодвинск:

— Шиес — это прививка для общества. Многие не верят, что телевизор и газеты могут врать. Что полиция может выполнять преступные приказы. Что политики и чиновники могут быть нечестными. Теперь общество видит происходящее на Шиесе и сопоставляет с картинкой в телевизоре и со словами чиновников. Глаза открываются у многих. А конкретно по стройке скажу: не бывать там свалке. Сейчас там бабы воюют, серьезные люди просто смотрят и ждут. Но если поезда с мусором все же пойдут туда, тогда начнется настоящая борьба и РЖД сами умолять будут закрыть полигон. Поезда дотуда просто не доедут.

Стройплощадка полигона отходов в июле 2019 года, фото Нины Попугаевой

Надежда Низовцева, Архангельск

Работает в сфере культуры. По ее словам, начальник никогда не запрещал участвовать в протестном движении.

— О Шиесе я услышала примерно год назад. Больше всего потрясло лицемерие властей, которые на словах приветствуют раздельный сбор и переработку мусора, а на деле хотят отравить мусором болотистую местность, где берут начало северные реки. Росприроднадзор дал же заключение, насколько это опасно! Люди и так уезжают из области сотнями, а сейчас будут уезжать еще больше, а останавливать будет разве что невозможность продать здесь жилье — кто ж сюда ехать захочет. И как преподавателям, библиотекарям проводить уроки, посвященные экологии, призывать сокращать количество пакетов, сдавать банки и макулатуру, когда любой подросток и даже ребенок скажет, что смысл-то какой. Лично у меня был подготовлен урок по экологии, когда начался этот ужас с Шиесом, но я всеми способами отказалась от него, потому что это будет лицемерие какое-то. Нельзя же детей призывать идти на митинг.

Ирина Сагурова, Санкт-Петербург

Географ и переводчик, была на Шиесе один раз. Но после этого дважды прочитала лекцию о системе переработки мусора (в Вологодской области и в Санкт-Петербурге)

— Про это место мне рассказывали несколько десятков не связанных между собой людей, мне и самой там довелось побывать, но до сих пор Шиес не укладывается у меня в голове. По дороге на станцию и уже там, не покидает ощущение, что вот-вот чоповцы снимут черные маски, местные жители расправят плечи, активисты покинут посты и весь Шиес сложится, как картонные декорации кукольного театра, и исчезнет. Но вот уже больше года идет борьба, и никто никуда не уходит.

Последние три года я изучала возможные последствия изменений климата на распространение векторных заболеваний в составе канадской научной группы по моделированию регионального климата. Мы делили этаж с палеобиологами, которые восстанавливают информацию о климате прошлых тысячелетий по стволам увязших в болотах деревьев. Среди них — известный профессор Мишель Гарно, которая много пишет о важности болот для сдерживания потепления атмосферы.

Рядом со станцией Шиес, фото Карины Заболотной

Болота являются так называемыми углеродными колодцами — толстые слои болотной биомассы накапливают углерод из атмосферы, причем делают это намного эффективнее, чем леса. По мнению профессора Гарно, это свойство болот можно использовать для регуляции количества парниковых газов в атмосфере, тем самым смягчая глобальные последствия изменений климата для человечества. Канадские экологи вот уже 20 лет как борются за сохранение нетронутых болот и за рациональное использование и восстановление болотных почв в местах добычи торфа. У нас болота занимают огромные площади, но их экологическую, культурную и социальную важность еще мало осознают. Достаточно пятиминутного чтения Википедии, чтобы понять, что свозить мусор на влажные почвы, по крайней мере, неразумно, но строительство экотехнопарка идет.

С точки зрения географа, Шиес — это болезненный, но очень поучительный пример того, что ни один проект не может быть успешным вопреки нуждам местных жителей, науке и элементарным принципам устойчивого развития, как бы он здорово ни выглядел на бумаге. Хотя нужно признать, что в случае экотехнопарка и описание проекта выглядит скверно. Нужно понимать, что строительство подобных масштабов требует проведения должного анализа рисков, референдумов с местным населением, планирования бюджета. Это проекты, которые разрабатывают на 10–15 лет вперед, а не тогда, когда уже свезли щебень на стройку. Последующее развитие ситуации на Шиесе станет либо исключительным примером мирного урегулирования сложных конфликтов, либо социальной и экологической катастрофой.

Неля Дутенко, Мадмас:

На Шиес приезжала четыре раза. На посту дежурит два раза в месяц, если "позволяет здоровье".

— Сегодня ночью дежурили с односельчанкой Любой на посту «Переправа» [один из пунктов сбора активистов недалеко от Шиеса], разговаривали. Мы уже пенсионеры, бабушки — а сидим у костра, ночью, по собственной воле, в середине октября, снежок уже падает. Даже развеселились... Если бы не Шиес, разве это бы случилось? А со сколькими хорошими людьми мы познакомились за этот год! Наш Мадмас — ближайший к Шиесу населенный пункт, наша родина. Мы хотим, чтобы здесь жили наши дети и внуки!

Защитники Шиеса, фото Карины Заболотной

Татьяна Счастливцева, Сыктывкар:

— В Новый год под бой курантов я с детьми (двойняшки, 10 лет) загадываем желания и даем друг другу обещания. Сын у меня просил машинку на пульте за 20 тысяч рублей и поехать в Крым, а дочка хотела в Москву и животное (собаку или кошку). Оба пообещали хорошо закончить школу. Учитывая, что детей воспитываю и содержу сама, я пообещала исполнить их совместное желание, как золотая рыбка, без возражений. Дочь закончила школу на одни пятерки, у сына две четверки. Сдержали слово несмотря на то, что в учебном году было девять кружков!

И вот настал тот день, 15 июня. Это была родительская суббота, из-за работы не поехали на кладбище, собрались в кино. Дошли до кинотеатра, оказалось, что билеты дети забыли… расстроились… Я предложила пойти на бессрочку на площадь. Дети давно читали про Шиес (можно сказать, что весь год изучали эту тему), а я пресекала, чтоб об учебе больше думали…

На площади дети узнали от активистов, которые уже побывали на Шиесе, что творится на самом деле, задавали вопросы… Около девяти вечера пришла Люба Хохлова и сказала, что сегодня едет на Шиес. Мои дети в один голос: «Мы тоже!» Я стала отговаривать, мы не собраны, не одеты для Шиеса… мне тут же напомнили о слове, которое я дала в Новый год, пришлось ехать в чем были…

Я думала, что поеду туда-сюда, никаких ночевок! Без ванной комнаты, тепла, косметики... О, нет!

На посту «Переправа» остались до утра, чтобы переправиться на пароме. Дети все это время не спали… Переправились мы в 7:30, потом на машине до поста ГАИ, а оттуда 12 километров пешком до поста «Костер». Один из полицейских пожалел детей и нашел нам машину, которая довезла меня и Любу до «Костра». Там нам всем дали резиновые сапоги, и пошли на Шиес. Уже в лагере я смогла уложить детей спать.

С тех пор мы были на Шиесе 11 раз!

Акция 20 июня 2019 года во время прямой линии президента Владимира Путина, фото Карины Заболотной

Мы снялись в клипе Игоря Талькова «Единый Народ», были на акции протеста против свалок в Зеленограде, на митинге в Сокольниках были и пели песню «Стены» на квартирнике после митинга 21 сентября…

Я благодарна всем, с кем познакомил меня Шиес! Мы все — большая, дружная Семья! Мои дети увидели, как их мама и бабушка вместе с другими людьми протестуют против системы, против свалок и как важно разделять мусор...

Для меня Шиес сыграл огромную роль и в воспитательном процессе!

Дарья Овчинникова, Архангельск

Студентка, учится на документоведа, приезжала на Шиес пять раз. Практически каждый день участвует в бессрочной акции протеста против полигона.

— Шиес — место, где восхищение над природной красотой и единение людей переплетаются с ненавистью к бездействию полиции, власти, ЧОПу и хозяевам технопарка...

Как только приезжаешь, тебе открывается вид на, не побоюсь этого слова, огромную строительную площадку, у поезда встречают активисты, и, конечно, как же без доблестной «охраны». Одни радуются твоему появлению и спешат помочь с вещами, а другие «стреляют» глазами и прячут лица.

Чтобы попасть на пост «Ленинград», нужно по плитам пройти мимо ЧОПа и полиции. Наши флаги, солнышко, красочные палатки и ощущение душевного равновесия — это все придает уверенность!

Уже первый вечер на Шиесе даст вам столько сил и уверенности, тут находятся легендарные люди. Они заряжают энергией, добротой и душевностью.

Атмосферой пропитываешься за считаные минуты, а потом понимаешь, что «заболела» этим местом, этими людьми…

За четыре дня моего пребывания здесь я поняла, насколько прекрасное место здесь было до появления технопарка и полиции. Конечно, не все еще потеряно. Именно поэтому мы должны добиться победы над мусорной мафией.

Только представьте: мы победили и поехали массово на Шиес праздновать. Там мы сможем насладиться этой природой, прекрасными закатами и отсутствием свалки в нашем доме. Задумайтесь.

Только мы можем изменить этот мир. Только мы можем изменить мнение государства к людям. Только мы можем изменить стереотипы о России. Только мы сможем снова поднять с колен нашу великую родину!

Елена Филатова, Архангельск

Участвовала во всех разрешенных властями протестных мероприятиях против строительства полигона.

— Шиес… Где-то читала, что это слово переводится как звучание, а что звучит в природе: лесной ручей, шелест листвы, весенняя капель.... Шиес — это название ж/д станции, затерянной в глухих лесах и болотах на юге Архангельской области. Я услышала это слово год назад, до этого даже и не подозревала о ее существовании. Так что случилось? Почему это слово разнеслось по просторам моей родины и эхом отозвалось во многих городах, селах.. Начиная с октября 2018 года мысли о Шиесе не покидают меня.

Год назад я прочитала, что на станции Шиес вырубили лес. Из СМИ стали просачиваться слухи, что в Шиесе будет огромный полигон для московского мусора. Верить не хотелось, лихорадочно искала информацию. Худшие опасения подтвердились в октябре 2018 года, когда губернатор презентовал инвестиционный проект «Очистим Русский Север от мусора», в рамках этого проекта в Шиес поедут эшелоны с московским брикетированным мусором. Правда смешно? Если бы не было так грустно... Потом были пикеты, митинги, а еще информационная война. На нас полились реки лжи, дезинформации, клеветы, угроз. Она идет и сейчас под видом налаживания диалога с местным населением.

Как прекрасен наш Север! Бескрайние просторы полей и лугов, золотые плесы северных рек, дремучая тайга… Все это, может, только доживает свой век и поет нам свою прощальную песню. Да-да, в шелесте поваленных деревьев и засыпанных ручьев звучит она. Вот и Шиес — пока еще живой, пока звучат там птичьи голоса и трубит лось. Пока, вдумайтесь, пока...

Лагерь на Шиесе, фото Нины Попугаевой

«Шиес — точка невозврата. Наше движение не остановить». Я написала этот комментарий зимой 2019 года в одной из соц. групп. Можно отодвинуть эту проблему, забалтывать всячески. Но правда только одна: у нас одна Земля, другой не будет. Мы уже не сможем, как прежде, выкидывать мусор, не думая, в какой лес его повезут, какая речка будет отравлена. Наши дети или дети наших детей столкнутся с этой проблемой. Мы уже не сможем жить как прежде. Лично для меня Шиес изменил многое, мое мировоззрение перевернулось. Да, я начала откладывать пластик и картон и носить это в спецконтейнер за два квартала.. Я готова ходить на митинги и бессрочку, ругаться и доказывать вред полигонов в соцсетях. Будет ли толк от всего этого, сможем ли мы повернуть ситуацию вспять? Жизнь покажет. Этот год был полон ярких событий, незабываемый год. Да, я не была в Шиесе и вряд ли буду там, но Шиес всегда будет звучать в моем сердце.

Если не подойдет, отнесусь с пониманием… никогда ничего не писала… мой первый опыт). Всего доброго.

Денис Селиванов, Ухта:

Летом 2019 года познакомился с Игорем Тальковым младшим и пригласил его выступить перед активистами, которые живут в палаточном лагере около Шиеса. Участвовал в митингах против строительства.

— Увидел в группе «Урдома-online» информацию, что на границе с Республикой Коми творится полное беззаконие: там хотят построить свалку — самую огромную в Европе — в обход всех законов. Решил сам съездить на майских праздниках, убедиться лично. На всякий случай зарядил камеру.