Сторона защиты и подсудимые заявили о недостоверности вещественных доказательств в материалах дела «Сети»*. Они заподозрили, что электронные носители с якобы обличающими подсудимых материалами несколько раз вскрывались в ходе следствия без протокола. Редакция «7х7» собрала в обзоре все, что стало известно при исследовании вещдоков подсудимых.

Ноутбук Шакурского

Ноутбук Шакурского суд исследовал на нескольких заседаниях. В нем сотрудники ФСБ якобы нашли несколько десятков файлов, которые легли в основу обвинения. Среди них ― «Съезд (2017)» на 48 листах, «Слежка», «Подпольщики», «Безопасность», «Активистская группа», «Восход», «Гриша из Восхода» «Развитие сети», «Структура сети», «Контакты», «Бомба в письме» и «Поваренная книга анархиста».

В первый раз ноутбук Шакурского осматривали в суде 23 июля 2019 года. Часть файлов, указанных в протоколе осмотра следователя, например файл «Восход 1», не нашли. Подсудимый говорил и о файлах, которых раньше не было.

На заседании 4 октября суд повторно осмотрел ноутбук Шакурского, подсудимый дал пояснения. Один из файлов назывался «Членство и принятие решений», последний раз в него вносили изменения 10 октября 2017 года. Подсудимый пояснил, что в нем собраны краткие итоги предыдущих собраний с анархистами из Москвы, Петербурга, Пензы, Нижнего Новгорода и других городов.

― Мы общались в Москве и обсуждали консолидацию [усилий] и создание конфедерации для обсуждения социальной деятельности и мероприятий, ― пояснил Шакурский суду. ― Обсуждали название, символику, членство. Никакой речи о терроризме и «Сети»* там нет. Если бы я был участником «Сети»*, я бы не участвовал в таком мероприятии по объединению усилий в социальной деятельности. Это все проходило в партийном штабе организации «Левый блок».

В папке «Питер 2017», пояснил Шакурский, находятся его снимки с Егором Зориным во время поездки в Петербург в марте 2017 года. По словам подсудимого, они гуляли по городу и фотографировались. В своих показаниях Зорин заявил, что ездил в Петербург на съезд «Сети»* в феврале 2017 года и покупал там наркотики.

― Но из показаний Зорина следует, что в то время он был в Питере только один раз. На самом деле это было в марте, ― обратил внимание суда Шакурский.

В папке «Боны» (англ. bone ― «кость, костяная голова») есть в том числе фото Влада Добровольского (секретного свидетеля «Кабанова», который, по мнению защиты, был провокатором). Со слов подсудимого, это значит, что Добровольский был у него «явно не в друзьях». В папке «Сила воли» (одноименный бренд одежды) ― фото со страйкбольным оружием, которые, по словам Шакурского, выкладывали в открытый доступ для популяризации игры.

На заседании 14 октября Шакурский пояснил, что видео в папке «Монтаж» снимались в походах в мае 2015 года для ролика. На кадрах были видны Дмитрий Пчелинцев, Андрей Чернов, Арман Сагынбаев, свидетели Фархат Абдрахманов и Максим Симаков.

― Видно, что мы снимали несколько дублей, ― пояснил после просмотра Шакурский. ― Нет никакой конспирации, много людей, девушки. Разговоры, с какого ракурса лучше снять, люди не знают, как и что сделать, кипишуют, бегают все. Грубо говоря, это все позерство для камеры. Для чего террористическая группа снимала бы такое видео, хранила на компьютере и выкладывала в интернет? Ответа на этот вопрос нет.

Некоторые видео, по словам подсудимого, он не скачивал: они загружались при просмотре из Telegram и других мессенджеров. Часть этих файлов датирована 1 ноября 2017 года, а Шакурского задержали 18 октября 2017 года.

― Кто-то заходил и смотрел мой ноутбук, и файлы автоматически скачались [из мессенджеров] при просмотре, ― сказал Шакурский в суде 4 октября.

При обыске у Шакурского изъяли несколько черных флешек. В протоколе от 23 июня 2018 года упоминается черно-красная флешка, Шакурский сказал, что она ему не принадлежала.

Телефон и жесткий диск Чернова

На телефоне Чернова, по версии обвинения, якобы нашли сведения о закладках наркотиков. На заседании 4 октября изъятый телефон Андрея Чернова пытались включить и посмотреть в суде на большом экране. Судьям помогал эксперт криминалистического центра УМВД по Пензенской области Александр Гришин. Файл не открылся, система потребовала пароль, в протоколе следователя об открытии файла с помощью пароля не упоминается.

На заседании 15 октября свидетель (на следствии — технический специалист ФСБ) Илья Ганин сказал, что пароль от файла — «единица», и открыл этот файл. При осмотре телефона в суде расширения у файла не оказалось, в протоколе осмотра следователями расширение указывалось.

Файл на телефоне Чернова датирован 13 ноября 2017 года. Андрея Чернова задержали на четыре дня раньше — 9 ноября. SIM-карта сотового оператора «Билайн» в телефоне была не установлена. По словам Чернова, она ему не принадлежала, подтверждающих документов в деле нет.

Адвокат Чернова Марина Лукидис попросила суд учесть, что телефон принадлежал не подсудимому, а «Тимофею», который в материалах дела указан как «неустановленное лицо». Тот дал его «перепрошить» Чернову за несколько дней до его задержания.

На жестком диске, изъятом у Чернова, открыли скриншот переписки «ВКонтакте» с Анатолием Уваровым (свидетелем по делу «Сети»*). В этой переписке Уваров, как следует из скриншота, писал про задержания ФСБ других фигурантов по подозрению в участии в террористической группировке и якобы про угрозу подкинуть наркотики.

Жесткий диск Сагынбаева

По версии обвинения, на диске Сагынбаева был один из основных документов террористического сообщества — Положение («Свод») «Сети*». В суде 23 июля жесткий диск Toshiba не открылся, адвокаты шутили, что «обвинение повреждено».

На следствии, как следует из материалов дела, электронные устройства Сагынбаева осматривали дважды — 20 февраля 2018 года и 8 сентября 2018 года. На заседании 1 октября подсудимый предположил, что его электронные носители вскрывались раньше, и привел несколько аргументов. По его словам, в материалах дела нет упоминаний о доставке его вещдоков из Петербурга в Пензу. В ходе судебного допроса Сагынбаев говорил, что изъятые после обыска вещи ехали с ним в Пензу — он видел их рядом с собой всю дорогу.

На документах от 8 сентября 2018 года в материалах дела стоит печать петербургского УФСБ. Сагынбаев заявил, что так быть не могло:

— Печати в сентябре уже не сходятся с февральскими. Если их [вещдоки] осматривали в Пензе 20 февраля 2018 года, то там должна была стоять уже пензенская печать. И [на осмотре] в сентябре [2018 года] пакет с диском Toshiba почему-то оказался уже пустым. Предполагаю, что мои электронные носители вскрывали и раньше.

Ноубтук Пчелинцева

Ноутбук Sony у Дмитрия Пчелинцева изъяли при задержании — 27 октября 2017 года — вместе с двумя другими ноутбуками, телефонами и флешками. Пакет с ноутбуком Пчелинцева вскрыли в суде на заседании 16 октября — там оказался другой компьютер. Серийный номер на бирке пакета не совпал с номером на самом ноутбуке. Суд согласился, что это не тот ноутбук.

Ноутбук Пчелинцева подключили при участии приглашенного судом специалиста, который сказал, что ноутбук в нерабочем состоянии и сделать с ним ничего невозможно.

Согласно протоколу осмотра на следствии, на ноутбуке Пчелинцева якобы нашли более трех десятков видео, на которых изображены поджоги военкоматов и радикальные действия. На фотографиях ноутбука Пчелинцева, которые сделаны защитой в ходе ознакомления с материалами уголовного дела, зафиксировано, что жесткий диск в этом ноутбуке отсутствует. В суде ноутбук был с жестким диском. Пчелинцев суду пояснил, что этот ноутбук был в нерабочем состоянии, на нем не было этих файлов.

— Это говорит о том, что в период предварительного следствия с вещественными доказательствами производились внепроцессуальные действия. При этом из содержания надписей, выполненных на фрагментах бумаги, использовавшихся при опечатывании упаковки вещественных доказательств, следует, что упаковка вскрывалась. Но кем, когда и при каких обстоятельствах, установить сейчас невозможно, — сказала защитник Пчелинцева Оксана Маркеева.


О террористическом сообществе «Сеть»* стало известно, когда в октябре 2017 года ФСБ возбудила уголовное дело.

В мае прокуратура огласила обвинительное заключение, подсудимые не признали свою вину и заявили, что дали признательные показания под пытками. Часть этих показаний впервые огласили 15 января 2019 года на открытом заседании в Пензенском областном суде. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.

О давлении и пытках по делу «Сети»* заявляли родители и друзья подсудимых. Некоторые из них отказались от своих показаний, которые дали на следствии. Жены Пчелинцева и Куксова тоже заявляли суду о давлении ФСБ на их мужей. На заседании в Пензе 24 сентября о пытках заявила член петербургской ОНК Екатерина Косаревская, 3 октября суд приобщил к материалам дела заключения ОНК о пытках.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.