В августе участники рязанской группы помощи старикам «Армия добра rzn» узнали о судьбе деда Матвея из Скопинского района, оставшегося без крыши после пожара. Они побывали у старика в середине сентября, чтобы познакомиться и понять, чем можно помочь. С какими трудностями сталкиваются волонтеры — в репортаже «7x7».

Матвей Фролович, козел и гусак

Матвей Фролович Набатчиков, которого все зовут просто дедом Матвеем, в августе отметил свой 84-й день рождения. Всю свою жизнь он живет в селе Городецкое Скопинского района Рязанской области. В молодости работал пастухом колхозного стада, затем ухаживал за больной матерью. Погибшего на войне отца дед Матвей почти не помнит. Зимой 2019 года у него произошла беда: сгорела крыша и пострадала часть его старого дома, поэтому пенсионер был вынужден ночевать у знакомого, который в двух километрах. Вечером уходил, утром возвращался к своим гусям, курам и невероятно породистому козлу, к которому бабушки со всей округи водят своих коз «выдавать замуж».

Рязанские волонтеры «Армии добра» узнали о проблемах старика из отдаленного района благодаря видеоблогеру из Скопина Светлане Молодцовой. Летом она сняла серию материалов про деда Матвея, которые набрали сотни тысяч просмотров. Ее видео «Обездоленная душа», опубликованное в середине июля, объединило неравнодушных людей. По просьбе Молодцовой они собрали деньги, чтобы помочь старику, а блогер установила на участке деда Матвея крепкий вагончик из бруса, который впоследствии заменил ему дом. 

Дом деда Матвея и новая бытовка

— На первое видео в нашей группе появилось множество откликов, рязанцы тоже захотели чем-то помочь дедушке Матвею. Собрали небольшую сумму, и мы приготовились съездить «на разведку», чтобы узнать, что вообще ему нужно. Может быть, одеяла с подушками, теплая одежда или даже корм для птицы, — рассказала «7x7» накануне поездки волонтеров “Армии добра” в Скопинский район Светлана Авраменко. — Я написала Молодцовой о готовности помочь, но она ответила, что «надо подумать», и больше на связь не выходила.

То же самое видеоблогер ответила «7x7», поэтому волонтеры отправились наугад. На поиски Набатчикова на месте ушел примерно час: улицы села были безлюдными, редкие прохожие отговаривались тем, что «мы люди не местные», пришлось стучать в закрытые двери. Дед Матвей нашелся на самой окраине села. Он вел домой с выпаса гусей и первым делом сообщил, почему самого старого гусака стоит остерегаться: «Кусается!». 

«Немного блаженный»

На первые же вопросы о нуждах дед Матвей попросил отремонтировать ему крышу и печь, однако при осмотре дома выяснилось, что ремонту он не подлежит. Крыши частично нет, оконные рамы могут выпасть от сильного ветра, по земляному полу прогуливаются козы и гуси, в куче сгнившего барахла пытаются согреться кошка и черно-белый смешной щенок. По словам волонтера Александра Петина, такой дом уже не будет хранить тепло, либо на капитальный ремонт нужно собрать не одну сотню тысяч рублей, а потом найти надежную бригаду ремонтников. Дешевле будет утеплить вагончик из бруса, который установила Светлана Молодцова:

 

— Дедушка жалуется, что дует по полу, потому что строение без фундамента. Можно утеплить пол вагончика снаружи и установить навес над крыльцом.

В вагончике сейчас тепло — он быстро обогревается электрообогревателем, но дед Матвей переселился в него буквально пару дней назад: до этого ночевал в старом доме. Говорит, что никуда из него переезжать не хочет: там он прожил почти всю жизнь, там умерла мама, туда он приводил своих жен, которые «оказывались беспутными».

Александр Петин и Светлана Авраменко

— Одна козу на бутылку выменяла, другая в колодец упала вся. С головой. Потом вытащили, — то ли смеясь, то ли возмущаясь, рассказывает старик. — Одна умерла… А Света меня в больницу ложит, пленку с глаза снимать, да я не лягу: скотину не на кого оставить.

Дед Матвей отказался от предложения привезти подушки с одеялами и новым постельным бельем, от зимней одежды и запасов круп, но снова и снова просил отремонтировать крышу и печь, чтобы он смог дожить жизнь в своем старом доме.

Светлана Авраменко и дед Матвей

С таким же противостоянием столкнулись сотрудники администрации Шелемишевского сельского поселения. В разговоре с «7x7» одна из чиновниц сообщила, что «ничего не могут с ним поделать»:

— Матвей Фролович наотрез отказался лечь в больницу после пожара — думали, хоть немного обследуем его, накормим горячим, отоспится на чистой постели. «Нет!», — и все тут, мол, скотина пропадет. Он у нас всегда считался немного блаженным — не в смысле сумасшедшим, а в смысле «человек божий», добродушный, наивный. Но он же дееспособен, никто не может дедушку насильно определять в какое-то лечебное или социальное учреждение.

Волонтеры решили посоветоваться с остальными участниками группы, еще раз попытаться связаться с видеоблогером и подумать над утеплением пола вагончика. Александр передал деду Матвею ванильный пирог, еще теплый суп и соленья от своей супруги, Светлана — деньги, которые ему велели передать рязанцы с наказом: «Отдайте ему деньгами, а не продуктами, пусть с ними делает, что хочет».

Кусок пирога дед съел, от остального отказался:

— Мне уж и есть-то не хочется, не ем я, так — лапши из пакета иногда распарю. 

Окна ветерана, синдром Плюшкина и десятки советчиков

Группа помощи старикам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Армия добра rzn» возникла спонтанно в марте 2018 года.  С тех пор они помогли более чем десяти старикам-инвалидам и прикованной к постели после ДТП женщине. Ветерану Николаю Чадаеву волонтеры постирали шторы и помыли окна в доме. В свои 94 года он вполне бодр, но опасался лезть на подоконник. Полтора года назад группа помощи была гораздо активнее, но многие стали «отсеиваться». Светлана знает причины.

— Во-первых, люди сейчас много и тяжело работают, и у них не хватает времени даже на семью. Говорят: на меня жена обижается, что выходной провел не с ней. Но можно же помочь кому-то вместе с женой: вот, Саша привез нас к деду Матвею, жена испекла пирог.

Гостинцы из Рязани

— Будьте как Саша и его супруга! — смеется Авраменко. — Но многие готовы перечислить деньги или передать в дар хорошую мебель, бытовую технику.

Вторая проблема волонтерской группы — неприятные комментарии в соцсетях. Участникам «Армии добра» советуют переключиться с тех, кто «сам так распорядился со своей жизнью», на сирот. Волонтеров обвиняют в неправильных покупках, от них требуют разъяснить критерии нуждающихся. К примеру, помощь ветерану вызвала шквал негативных откликов: «У него ж сыновья есть и внуки, зачем вы ему помогаете?!». Конкретно в случае с дедом Матвеем советовали набрать почему-то именно 500 тыс. руб. и капитально отремонтировать дом. Обычно, по словам Светланы, подобное пишут люди, которые не жертвуют ни копейки и не помогают делом. 

 
 
 

Иногда помощь, которую оказывают волонтеры, оказывается не настолько нужной, как казалось. В самом начале своей работы группа помогла привести в порядок квартиру бабушки Нины, которая якобы после операции не могла выйти из дома даже для того, чтобы вынести мусор. Волонтеры сделали ей водопровод и установили диван, стулья, привезли холодильник, после чего женщина пыталась подать заявление в полицию с жалобой на кражу «нужных вещей». Позже выяснилось, что бабушка страдает психическим расстройством — так называемым синдромом Плюшкина, при котором человек перетаскивает всю помойку вместе с тараканами и другими насекомыми в свою квартиру. 

На этот раз столкнулись с еще одной непонятной ситуацией: нежеланием блогера идти на контакт. По словам Авраменко, с ней хотели посоветоваться, как и что лучше сделать, ведь может получиться так, что две группы людей закупят один и тот же материал для утепления пола вагончика. 

— Но я все же думаю, что никакая помощь не бывает напрасной, та же баба Нина в момент своего «просветления» порадовалась чистоте и нормальному спальному месту с чистым бельем, — считает Светлана. — А дед Матвей поел теплого пирога и пообщался с людьми, ведь он же постоянно один. Обязательно продумаем вопрос утепления пола — и дед нормально перезимует, и нам будет спокойно.

Александр Петин по просьбе «7x7» пояснил, почему он помогает незнакомым старикам, тратя на это свои время и силы:

— Я всегда ставлю себя на их место — какая старость ждет впереди меня? И сразу становится понятно, что помогать необходимо. Старики не могут справиться со своими проблемами в одиночестве, а нам вместе ничего не стоит сделать то же дело за несколько часов. Проваляться на диване перед телевизором или сделать нужное дело — выбор, мне кажется, очевиден.


В Рязани с 2018 года возникло несколько самостоятельно организовавшихся волонтерских организаций. Общественная организация «Дышим чистым» добивается от властей неподдельного контроля за выбросами в атмосферный воздух с промпредприятий, «Против точечной застройки. Рязань» отстаивает право старых рязанских дворов оставаться незастроенными, рязанская группа «Том Сойер Фест» пытается привести в приличный вид старинный дом на ул. Свободы. Волонтеры группы «Рязанская ВДНХ» летом 2019 года провели первый за 50 лет праздник, а также организовали первые лектории на месте частично восстановленного комплекса Торгового городка. Здесь будет общественное пространство для творческого самовыражения.