Оренбургский митинг «солидарности с Москвой» 10 августа собрал, по оценкам его организатора, главы регионального штаба политика Алексея Навального Евгения Невечери, около 60–80 человек. Акция прошла в местном гайд-парке — сквере имени Ленина, и длилась чуть больше часа. По закону уведомлять о проведении в гайд-парках мероприятий с участием не более 100 человек не требуется. Но штаб Навального счел необходимым на всякий случай поставить мэрию в известность.

«Мы хотим, чтобы наш голос дошел до ушей власти, которые она заткнула своим богатством»

Участники митинга принесли плакаты: «Допускай!», «Выборы, а не автозаки!», «Верните Москве выборы!», «Допускайте, а не сажайте!», «Свободу Егору Жукову!», «Мне не все равно!», «Один за всех и все за одного!», «Беспредел в Москве касается всех!» и российские флаги. Представителей парламентских партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» — на митинге не было.

— Мы собрались, чтобы выразить солидарность с тысячами жителей нашей столицы, которые вышли на улицы Москвы с требованием уважать права и свободы граждан, — сказал Евгений Невечеря, открывая митинг. — Одно из основных прав — это право выбора. Наглые действия властей превратили обычные региональные выборы в вопрос достоинства и свободы для всей страны. Мы на этой акции солидарности требуем от власти соблюдать основные права и свободы граждан России, свободу выражать свое мнение публично, мирно и без оружия, право выбирать и быть избранным. На примере Москвы власть пытается показать нам, что мы никто в нашей стране, что мы не имеем права голоса, права решать свою судьбу, будущее своих детей, будущее своей стране. Уже 20 лет у власти один и тот же человек. Это бесконечно долго! Уже дети, рожденные при Путине, выросли, и у них уже появились свои дети, а постаревший Путин все еще у власти. Готовы ли мы терпеть это бесконечно? Конечно, нет! Но мы готовы прогнать его только законным путем.

— То, что происходит в Москве, распространяется везде, и в том числе дошло до нашего города, — сказал Андрей Козлов, координатор народного штаба Навального в Оренбурге. — Граждан лишают возможности представительства во власти, возможности высказываться и защищать свои права на уровне исполнительных и законодательных властей на всех выборах. А мы хотим иметь своих представителей и в городском Совете, и в Законодательном собрании, и в Госдуме. Именно поэтому нам не все равно. Мы пришли сюда потому, что хотим, чтобы нас слышали, чтобы наш голос дошел до ушей власти, которые она заткнула своим богатством. Мы требуем, чтобы наших кандидатов — и в Москве, и во всей России — допускали до выборов.

«Господа полицейские, имейте совесть!»

Дмитрий Родин, которого представили как «активного сторонника [Алексея Навального]», обратился к сотрудникам полиции:

— Господа полицейские, вам должно быть стыдно за ту работу, которую вы исполняете. Посмотрите: мы мирно собрались, чтобы просто пообщаться. И в очередной раз мы видим эти рамки, эти обыски, каких-то непонятных людей в гражданской одежде, которые от нас что-то требуют. Слушайте, имейте совесть! Ваши же дети и внуки будут жить в этой стране и разгребать то, к чему привели страну те, кто сейчас находятся у власти.

Участник митинга Эрик Ковалев рассказал, почему он пришел на акцию с плакатом «Свободу Егору Жукову!»:

— Жуков — студент Высшей школы экономики, это московский вуз, который я в свое время окончил. Жукова арестовали 27 июля и сейчас впаривают от 3 до 8 лет лишения свободы — за то, что он якобы указывал на митинге рукой, куда нужно идти. Я просто хочу сказать, что Егор Жуков должен быть свободен. И Россия должна быть свободной.

«Больше всего меня бесит то, что происходит в Оренбурге»

— Мне очень не нравится, что происходит в России и в Москве — независимым кандидатам закрывают рот грохотом ментовских дубинок, — сказал участник митинга, представившийся как Данил. — Но больше всего меня бесит то, что происходит в моем городе — Оренбурге. Посмотрите, до какого состояния довели спуск к [реке] Уралу — лицо города. Сперва его запустили, потом эта «реконструкция», после которой на перилах полопалась штукатурка. Что нам тогда сказали? Что это — «временная штукатурка» и «так было задумано». И других проблем очень много: здравоохранение, экология. Предприятия занижают показатели вредных выбросов. В Минздраве пилят деньги на закупку расходных материалов. Когда приходишь в поликлинику, сколько нужно прождать времени, чтобы попасть к «узкому» специалисту? А когда начинаешь возмущаться, тебе говорят: у нас не хватает денег на таких специалистов. Я бы хотел, чтобы инициативные люди нашего города объединились, чтобы мы решали эти проблемы.

«Надо что-то делать с нашей областью, с нашими городами»

Участники митинга выступали и по вопросу губернаторских выборов, которые пройдут в области 8 сентября.

— Я хочу сказать, как выглядят акции Навального со стороны, — заявил приехавший из Новотроицка Кирилл Фурсов. — Если смотреть реально на ситуацию, то вряд ли мы как-то сможем повлиять кардинально. Сколько нас вышло? Ну где-то 70 человек, и в основном это молодежь. Нужно всегда искать эффективные способы борьбы. Путин-то может уйти, но большинству безразлично, правит он или нет. Нужно добиваться, чтобы была сменяемость власти, законность и конституционность. А самая главная наша задача — определить настроение жителей нашей области, которые пойдут на выборы 8 сентября.

— Я был во всех уголках Оренбургской области. Я честно скажу, что не верю в Навального, я верю только в вас, только в то, что каждый из вас наконец-то догадается посоветовать своим папе, маме, бабушке выкинуть телевизор в окно и проверять информацию, — сказал участник митинга, выступавший под псевдонимом Аба. — Я вот случайно попал в Новотроицк и ужаснулся, какой там центр города. Что такое? Облезлые фасады! Где работа? Люди, может, хватит? Надо что-то делать с нашей областью, с нашими городами. Почему они в ужасном состоянии? Почему дороги в ужасном состоянии? Пять лет назад про партию "Единая Россия" еще можно было сказать, что она вроде бы работает, а сейчас что?

«Мы пищим тут, как цыплята. Что мы можем? Ничего!»

Тренер Федерации кобудо Оренбургской области Лазизджон Набиев призвал присутствующих «никому не верить» и «все анализировать»:

— Тут был лозунг — «Допускай!», а кто допускай? Путин? Он не допустит, потому что он знает только силу. Мне скоро 67 лет. И даже мне в моем возрасте, когда, казалось бы, бояться нечего, уже надо жить на всю катушку — так вот даже мне несколько волнительно идти на такое мероприятие. Молодцы, что пришли, хотя могут и «свинтить», и избить. Правда, к счастью, в Оренбурге этого не было никогда. Но в путинской России это есть, в путинской России сила решает все. И все силовики убеждены, что делают благое дело для российского народа, но не для такой горстки, как мы с вами. Потому что нас мало. Среди нынешней молодежи много сталинистов. Ребята, не обманывайтесь. Сталинизм был не менее, а даже более преступным, чем путинский режим. Советский Союз был империей зла гораздо больше, чем нынешняя Россия. Хотя и нынешняя Россия — тоже империя зла, и с этим надо бороться. Но бороться силой мы с ними не можем, потому что они организованы и обучены. А власть вывела за рамки закона любую нашу возможность защищаться от силовиков. Так что силой мы ничего не добьемся. Не надо никому ни в чем верить! Все анализируйте, все критически проверяйте и только на этой основе составляйте свое самостоятельное мнение. Я хочу вас призвать: убеждайте людей, разговаривайте с людьми, не проходите мимо! Пока нас вот такая горстка — я вас уверяю: полицейские стоят и смеются над нами! Мы смешны! Мы пищим тут, как цыплята. Что мы можем? Ничего! И пока мы будем такими, из нас будут веревки вить.

«Мы хотим побудить людей изменить свой взгляд или хотя бы почувствовать, что они не одиноки»

— Эффектом от такой акции будет то, что оренбуржцы поймут, что есть неравнодушные люди вокруг, — сказал корреспонденту «7×7». Евгений Невечеря. — Человек, может, не знает, что есть граждане, мнение которых совпадает с его точкой зрения и позицией. Наша акция направлена на то, чтобы у людей было понимание: нужно смотреть шире. Можно наблюдать за происходящим в Москве, сидя на диване, а можно участвовать в этом процессе, можно проявить себя. Конечно, на сегодняшнее мероприятие пришло не так много людей, но они могут рассказать об этом окружающим. Те идеи, которые мы тут озвучили, пойдут дальше. Люди будут выходить из зоны комфорта, из той эфемерной России, которую им показывает телевидение. Конечно, работы у нас еще очень много. Хотя наша область и является формально «протестной», но этот протест пока больше ассоциируется с какими-то левацкими идеями. Мы хотим побудить людей изменить свой взгляд или хотя бы почувствовать, что они не одиноки. Люди, которые готовы слушать и готовы поменять свою точку зрения, есть. Еще в 2010-м году у людей был один менталитет, а уже 2012-й год показал, что можно выходить на массовые митинги. Прошло семь лет, пришло более яркое поколение, которое устало жить при Путине. Это ощущение у молодежи есть, хотя в регионах, в отличие от Москвы, это, может быть, не так заметно.


Массовые протесты с требованием допустить независимых кандидатов к выборам депутатов Московской городской думы начались в середине июля. Сначала главным требованием протестующих была повторная проверка подписей, которые избиркомы под разными предлогами признавали недействительными. После того, как власти использовали Росгвардию и полицию против участников согласованных и несогласованных протестных акций, проходивших в Москве каждую субботу, а Следственный комитет возбудил дело о массовых беспорядках, к лозунгам о честных выборах добавились требования прекратить преследования независимых московских кандидатов и участников протестов по политическим мотивам. Очередной митинг «Отпускай и допускай» в Москве прошел 10 августа на проспекте Сахарова и собрал около 50 тыс. человек. Одновременно акции солидарности со столичными протестующими состоялись сразу в нескольких регионах России.