В феврале этого года 33-летняя жительница Смоленска Елена Корнева (фамилия изменена по ее просьбе) эмигрировала на Украину. Пережив cмерть супруга, она осознала, что наличие хорошей зарплаты на нелюбимой работе — явно не тот фактор, который должен удерживать ее в родном городе. Интернет-знакомство с жителем Украины переросло в романтические отношения и переезд в соседнюю страну, где Елена смогла устроиться по специальности. Разделить ее радость смогли не все: после эмиграции смолянка из-за политических взглядов лишилась друзей и разругалась с родителями. О том, как поменялась жизнь Елены Корневой, — в репортаже «7x7».

С украинцем Валерием сотрудница смоленской бюджетной организации Елена Корнева познакомилась в 2018 году на интернет-форуме для велосипедистов. К тому времени прошел год с момента смерти ее супруга — он скончался на 33-м году жизни.

— Меня было трудно чем-то испугать, я уже ничего не боялась, даже смерти, — вспоминает смолянка.

Несколько месяцев она переживала психологический стресс и страдала бессонницей, пока не осознала, что может что-то не успеть, а жизнь одна и очень короткая. На помощь пришел Валерий — Елена стала переписываться с ним, обсуждая общие темы. Он оказался единственным, с кем смолянка не стеснялась выражать непопулярные в кругу друзей и родственников политические взгляды: несогласие с присоединением Крыма к России и желание добиться сменяемости власти в России. Однажды молодой человек пригласил свою интернет-подругу в гости в родной Хмельницкий. Елена согласилась, и после реальной встречи расставаться уже не хотела.

Елена и Валерий в Хмельницком

«Надоело быть хохлом»

Доехать поездом из Смоленска до Киева сейчас невозможно: украинским властям хоть и не удалось добиться отмены железнодорожного сообщения с Россией, но существует оно в последние годы в урезанном виде. Билеты на внутренние украинские рейсы больше нельзя купить онлайн — только в международных кассах и с очень большой наценкой в пять-семь раз. Информацию по купленному билету — на какой вокзал прибудет поезд на Украине и с какого отправится — сотрудники ОАО «РЖД» ни в кассе, ни в справочной не предоставляют. Раз в четыре дня через Смоленск проходит украинский автобус Санкт-Петербург — Киев. На нем в Хмельницкий к Елене Корневой отправилась корреспондент «7x7». Большинство пассажиров — украинцы, давно живущие в России. Кто-то работал в Питере, кто-то вышел замуж или женился.

Автобус несколько часов мчится по бесконечным полям с разрушенными деревнями к пункту пропуска Погар — Гремяч на границе с Украиной. В дороге пассажиры общаются друг с другом, как будто они давно знакомы, делятся едой. На таможне под знойным солнцем начинается томительное ожидание в очереди.

— Надоело быть хохлом из-за этой таможни, — шутит одна из пассажирок.

Шутку понимают не все:

— Хохлы постоянно куда-то ездят, а украинцы живут в Украине.

В Киев автобус прибывает с двухчасовой задержкой. До вокзала, от которого отправляется поезд в Хмельницкий, несколько станций метро.

— Это вам. Сегодня суббота, в кассе будут очереди, а вы можете опоздать на свой поезд. Хорошей вам командировки, — догоняет корреспондента «7x7» пассажир, сидевший в автобусе на соседнем кресле, и протягивает жетон на метро.

На вокзале слышится русская речь вперемешку с мовой. Прохожие щурятся от яркого украинского солнца.

«Пока я работала, трех человек посадили за взятки»

Елена Корнева родилась в 1985 году в Смоленске. По окончании школы поступила на художественно-графический факультет Смоленского педуниверситета. Позднее по рекомендации родителей девушка окончила Смоленский автотранспортный колледж. Родители Елены помогли дочери купить квартиру в престижном районе Соловьиная роща и устроиться в бюджетную организацию, занимающуюся ремонтом дорог. В 2017 году, через год после свадьбы, скончался ее супруг.

Ежедневно с 8:30 до 17:30 Елена Корнева занималась логистикой и координировала работу смоленских дорожно-ремонтных строительных управлений (ДРСУ). Работа оплачивалась более чем достойно — 50 тыс. руб. в месяц — при средней зарплате в Смоленске в районе 20 тыс. Желающих работать в такой организации много, но брали туда только по знакомству, вспоминает эмигрантка. И тем не менее работа, о которой многие могли только мечтать, ей не нравилась. Руководство, по словам Елены, диктовало работникам бессмысленно строгие правила поведения: обязывало ходить на провластные митинги и выборы и запрещало рассказывать о работе под страхом увольнения. Будущую жительницу Украины также смущала царящая в организации коррупция:

— Когда начальник какого-то филиала делает что-то из корыстных побуждений, например кому-то асфальтирует дорогу за бюджетные деньги. И это все знают, это все в открытую, но это дальше этой организации никуда не уходит. Пока я работала, трех человек посадили за то, что они вымогали взятки.

Но лучше работу в Смоленске она не могла найти, а переезжать в Москву или Санкт-Петербург не хотела.

На Западной Украине

Хмельницкий находится на западе Украины, на реке Буг. До Львова всего 200 километров, до Ивано-Франковска — 175 километров. В Хмельницком проживают 270 тыс. человек — почти как в Смоленске: там 330 тыс. При этом украинский город вдвое меньше российского по площади. Здание железнодорожного вокзала в Хмельницком давно не реконструировалось, судя по интерьеру — с советских времен, но все чистое и аккуратное. В городе много мусорных контейнеров, вокруг чистота. Встречаются чипированные бездомные собаки, которые вольготно гуляют по улицам.

На центральной площади напротив здания областного муниципалитета — скульптура «Вера. Надежда. Любовь». Монумент, установленный в сентябре 2011 года, символизирует вечный круг бытия и преемственность поколений. Слева от здания муниципалитета — мемориал погибшим майдановцам с множеством черно-белых фотографий. На балконах домов висят желто-голубые украинские флаги, молодежь носит вышиванки. Спрос на национальную одежду, как говорят местные, появился после начала вооруженного конфликта в Донбассе в 2014 году.

Побывав в Хмельницком, корреспондент «7x7» убедилась в том, что украинцы, вопреки устоявшемуся в результате многолетнего воздействия госпропаганды на россиян общественному мнению, говорят, что к россиянам относятся хорошо. Чего не скажешь об отношении местных жителей к президенту РФ Владимиру Путину. При этом мало кого интересует, что сейчас происходит в России, волнует только то, что происходит на Украине и как сделать свою жизнь лучше. Жители Хмельницкого, с которыми удалось пообщаться «7x7», не видят совместного будущего с Россией.

«Одно слово „Украина“ его уже раздражает»

В феврале 2019 года Елена Корнева решилась бросить нелюбимую работу в Смоленске, чтобы переехать в Хмельницкий. Друзья и родственники, узнав о ее решении, отговаривали и рассказывали, как на Украине не любят россиян. Когда Елена уволилась и стала собирать вещи, от нее отвернулись родители и друзья.

— Я изначально хотела куда-то уехать, я была уже на грани. Конечно, если бы любви этой не было, я бы все равно очень хотела уехать из России, потому что меня не устраивает все, — вспоминает она.

Часть друзей Корневой уверяла ее, что на Украине опасно, нищета и местные жители ездят работать в Россию. Кто-то говорил, что сами украинцы очень хотят уехать в Россию, но их не выпускают. Но смолянку это не остановило и не испугало — она общалась с украинцами в соцсетях и знала, что в действительности все обстоит иначе:

— Когда я переехала в Украину, многие люди, которые со мной редко общались, стали общаться гораздо чаще, чтобы показать свою агрессию и недовольство. Сначала писали «ВКонтакте»: как дела, где ты находишься. Я отвечала, что в Украине, и начинался негатив — какая это плохая страна, как там плохо, война, страшно и так далее.

Хуже всего к переезду Елены Корневой отнеслись ее родители, особенно отец.

— Одно слово «Украина» его уже раздражает. Он считает, что здесь война, всех убивают, опасно. Что люди — большие националисты, что они притесняют русских, что здесь вообще даже на русском языке нельзя говорить спокойно. Отец мне сказал, что я — предатель родины. Когда я приезжала в Россию на пару дней, мы ехали с ним долго в машине и очень сильно ругались. Точнее, с его стороны был негатив, я просто слушала, пыталась ответить, рассказать, почему я уехала. Родители мне даже не дали рассказать все поэтапно, как произошло. Я же на тот момент уезжала на какое-то время, не говорила, что навсегда, — рассказывает смолянка.

Новая жизнь

— Когда я приехала, мне говорили: ну что, тебе не страшно было сюда ехать? Видела уже распятых младенцев и снегирей? — смеется Елена. — Я общалась [с местными] каждый день, людей было очень много, и никакой агрессии не было. Ни разу не было никакого хамства. Люди очень открытые и добрые. В Смоленске ты часто наталкиваешься на хамство, элементарно в магазине, например когда продавец что-то не расслышал, или просто сам хамит из-за того, что у него день не удался. Здесь такого нет — с тобой всегда здороваются, люди вежливы. Я разговариваю на русском языке, меня всегда понимают. Если я что-то не понимаю — говорят медленнее или переводят на русский язык.

Елена и Валерий

В Хмельницком Корнева нашла работу, о которой мечтала и которую не могла найти в Смоленске, — дизайнера.

— Здесь я могу опоздать, спокойно могу отпроситься, потому что здесь человеческое отношение, — замечает девушка.

Елена хочет остаться в Украине и получить гражданство.

— Вообще, мне не нравится Россия из-за того, что там такой «терпелизм». Люди все терпят. Вот, кстати, чем украинцы отличаются от русских и наши страны менталитетами: украинцы не будут ничего терпеть, они выйдут жечь покрышки. А в России будут терпеть, потому что боятся как-то пострадать.


Реклама. Маркетинговые исследования импорта/экспорта, базы данных участников и другую статистику ВЭД, а также примеры экономических обзоров на основе таможенной статистики можно почитать на ved-stat.com