В Пензенском областном суде, где проходят выездные заседания Приволжского военного окружного суда по уголовному делу о террористическом сообществе «Сеть»*, 2 июля, после недельного перерыва, возобновился процесс. На заседании допросили нового свидетеля обвинения Фархата Абдрахманова, который был знаком с подсудимыми: ходил с ними в походы и играл в страйкбол. От большей части своих показаний Абдрахманов, как и некоторые другие свидетели, отказался. Что он сказал и чем его слова отличались от показаний на следствии — в репортаже «7х7». 

«Мы просто играли»

Фархат Абдрахманов давал показания суду по видеоконференцсвязи из Нижнего Новгорода, где сейчас проходит службу в Воздушно-космических силах (ВКС). На экране было видно, что он одет в военную форму. Гособвинители и защитники допрашивали Абдрахманова около двух часов, у суда вопросов к свидетелю не возникло.

Трансляция из Нижнего Новгорода, откуда шел допрос свидетеля Фархата Абдрахманова

Абдрахманов сказал, что был знаком с Дмитрием Пчелинцевым, Ильей Шакурским, Андреем Черновым и Арманом Сагынбаевым ― они вместе играли в страйкбол и ходили в походы на природу. Про Василия Куксова он только «читал в интернете», когда стало известно о деле «Сети»*. Политические темы на играх и в походах, по словам свидетеля, если и обсуждались, то «вскользь».

― Мы просто играли [в страйкбол] в пределах той местности, которая обозначалась [для игры]. У нас были теплые дружеские отношения, мне было приятно проводить с ними время на природе, ― пояснил Абдрахманов гособвинителю.

Он добавил, что участники игры носили берцы и полевую форму, надевали маски и очки. Огнестрельное оружие не использовали ― только травматическое и гражданское. Во время игр Пчелинцев, по его словам, делал пару выстрелов по мишеням.

«Не помню, чтобы давал такие показания»

На допросе у следователя 20 октября 2017 года Фархат Абдрахманов якобы сказал, что участвовал в походах, которые с конца 2014 года организовывали Пчелинцев и Шакурский.

«Примерно в середине 2015 года Пчелинцев стал озвучивать тему касательно того, что необходимо обучаться игре в страйкбол для того, чтобы уметь обращаться с оружием. <…> Пчелинцев говорил, что существующее в России государственное устройство, по его мнению, неверно и его необходимо изменить вооруженным путем в удобное для этого время, воспользовавшись массовыми беспорядками. <…> С этой целью нами приобреталось оружие и защитная амуниция для игры в страйкбол», ― сказано в протоколе допроса Абдрахманова на следствии.

В протоколе подробно описан один из походов ― в январе 2017 года ― на территории заброшенного лагеря «Карасик» в селе Колос Пензенской области. В нем, как следует из текста допроса, принимали участие две группы ― под руководством Пчелинцева и Шакурского. В процессе игры участники разделились на пять групп для выполнения различных задач «по ориентированию, изучению тактических приемов, медицинской подготовке». После того как гособвинители зачитали текст протокола в зале суда, Фархат Абдрахманов заявил, что не давал такие показания и не согласен с большей частью того, что там написано.

― Я не помню, чтобы давал такие показания, ― уточнил свидетель. ― Слова про свержение власти, цели страйкбола и детонатор точно не соответствуют действительности.

Он добавил, что настаивает на тех показаниях, которые дал суду, и рассказал о том, как его допрашивали в ходе предварительного следствия.

«Следователь вопросов не задавал»

По словам Абдрахманова, когда сотрудники ФСБ пришли к нему с обыском 19 октября 2017 года, он был на работе. Родителям сотрудники спецслужбы заявили, что их сыну «нужно подойти в здание ФСБ». На следующий день Абдрахманов, с его слов, добровольно пришел давать показания.

― Сначала я около четырех-пяти часов общался с оперативниками. Они записывали показания с моих слов. Потом следователь просто переписал эти показания. Вопросов он не задавал, — заявил он.

Гособвинители Сергей Семеренко и Андрей Корнишин.

Со слов свидетеля, ему не разъясняли, что он может давать показания в присутствии адвоката и что может не согласиться с протоколом своего допроса. По словам Абдрахманова, протокол допроса следователь набирал на компьютере.

― Но я впечатлительный и был тогда в состоянии шока, ― добавил свидетель.

Он также вспомнил, что во время допроса к нему привели на опознание Илью Шакурского, у которого под левым глазом был синяк. После этого свидетеля отпустили. На следующее заседание, которое пройдет 3 июля, гособвинители вызвали в качестве свидетелей родителей Михаила Кулькова.


Свидетели Анатолий Уваров, Максим Симаков и Антон Шульгин на заседании 5 июня отказались от своих показаний. Свидетели Алена Машенцева и Евгений Смагин 31 мая заявили, что следователи приписали им то, чего они не говорили, Диана Рожина 4 июня заявила, что ее показания исказили.

Дело о террористическом сообществе «Сеть»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года. Судебные слушания начались в Пензе 14 мая 2019 года. Все семеро подсудимых не признали свою вину. Некоторые заявили, что дали признательные показания под пытками. Часть этих заявлений впервые обнародовали 15 января 2019 года на заседании Пензенского областного суда по вопросу продления ареста Илье Шакурскому.

*Сеть — террористическая организация, запрещенная в России.