В Нижнем Новгороде на судебном заседании 14 мая по делу бывшего главы республики Марий Эл Леонида Маркелова, обвиненного в получении взятки, злоупотреблении служебными полномочиями и незаконном хранении патронов, в суде допросили действующего министра финансов республики Алексея Торощина. О том, как это было – репортаж корреспондента «7x7».

Допрос министра финансов

Министр финансов Республики Марий Эл Алексей Торощин в суде представляет потерпевшую сторону. В период с 2008 по 2014 года он занимал должность первого заместителя министра финансов.

Торощин частично подтвердил показания бывшего министра финансов Гульфии Габдул-Бариевой о порядке и процедуре расходования бюджетных средств на поддержку сельхозпроизводителей, отметив, что более 90% всех средств направлялась птицефабрике «Акашевская», как наиболее крупному хозяйству региона.

На часть заданных ему вопросов представитель потерпевшей стороны ответов не знал или не помнил, сославшись на давность прошедших событий. Сообщил только, что около двух лет назад Счетная палата РФ выявила нарушения, связанные со скрытой кредиторской задолженностью в министерстве, и «что-то связанное с дорогами».


«Вам известно о докладе ФСБ по поводу вашей деятельности?»

Отвечая на вопросы сторон, Торощин сказал, что часто видел одну из посудимых Наталию Кожанову в Доме Правительства, но что она там делала, ему неизвестно.

Был знаком он и с владельцем птицефабрики «Акашевская» Николаем Кривашом, который в телефонных разговорах с ним часто настаивал на скорейшем перечислении субсидий для своего предприятия. Торощин утверждал, что поручения о приоритетной помощи «Акашевской» он получал от Маркелова лично по телефону.

На вопрос подсудимого, менялся ли предварительный кассовый план в сторону увеличения финансирования в пользу птицефабрики «Акашевская», министр ответил утвердительно, но при этом добавил, что сверх лимита предприятие финансирования не получало. Торощин сказал, что ему не было известно о безакцептном списании средств с птицефабрики «Акашевская». Не смог министр ответить и на вопрос подсудимого Маркелова: «Можно ли субсидиями платить налоги?».

— Вы знаете, что с 2015 года мой кабинет прослушивался сотрудниками ФСБ? — спросил у него Маркелов.

— Да.

— А почему тогда в прослушке моих телефонных переговоров нет записей, что я вам давал такие поручения?

Торощин пожал плечами.

— А я вам скажу, - продолжил Маркелов. — Потому что не было таких разговоров. Вы выдумали такие показания. Вам известно о докладе ФСБ по поводу вашей деятельности, который мне показывали?

— Я снимаю вопрос, как не относящийся к делу, — прервала его судья.

Маркелов спросил Торощина про то, как он попадал к нему в кабинет. Министр стал описывать, но при этом не вспомнил, видел там охрану или нет.

Подсудимая Ираида Долгушева спросила министра о роли «Акашевской» в формировании бюджетов на муниципальном и региональном уровне. Тот подтвердил, что «Акашевская» была основным налогоплательщиком среди предприятий АПК.



«Как можно израсходовать то, чего нет?»

Адвокат Леонида Маркелова Елена Вяткина поинтересовалась у представителя потерпевшей стороны, известно ли ему о приоритетном развитии предприятия в Республике Марий Эл, поддержке этого направления на уровне правительства РФ и письме председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о возможном снижении процентной ставки на развитие животноводства.

Министр ответил, что про поддержку правительством «не знает», а про письмо «что-то припоминает».

Отвечая на вопросы защиты про расходовании средств на содержание аппарата главы республики, Алексей Торощин (так же как и до него Гульфия Габдул-Бариева) сообщил, что за расходование средств отвечали руководители администрации, Дмитрий Турчин и Татьяна Григорьева, которые в то время поочередно занимали эту должность. При этом никаких фактов превышения расходования бюджетных средств выявлено не было.

— Как можно израсходовать то, чего нет? — удивился министр.

Тем не менее он подтвердил, что изменением штатного расписания сотрудников республике был причинен имущественный вред и ими заявлен гражданский иск.

На этом заседание 14 мая было закончено.

Судья назначила следующее заседание на 20 мая, на котором запланировала допросить двух свидетелей по видеоконференцсвязи.


Леонида Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению во взятке в размере 235 млн руб. На тот момент он уже был освобожден от должности главы республики по указу Владимира Путина. С весны 2017 года он находился в московском СИЗО «Лефортово».

По версии обвинения, Маркелов получил взятку об бизнесмена, бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша. Посредником выступала руководитель «Телекомпании 12 регион» Наталия Кожанова. Взятку, по версии следствия, экс-глава региона взял за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам. Эти деньги — часть суммы от фиктивной покупки акций убыточного ОАО «Тепличное», предположительно подконтрольного Маркелову. Обналичили сумму через компанию Кожановой. Наталия Кожанова тоже находится в СИЗО, Николай Криваш арестован заочно.

Верховный суд России по ходатайству Генпрокуратуры решил, что рассматривать дело Маркелова необходимо за пределами Марий Эл. В республике судебному разбирательству мешали бы связи бывшего руководителя региона. 

На заседании 24 апреля суд продлил Маркелову и Кожановой срок содержания под стражей на шесть месяцев по 2 октября включительно.

Прямые трансляции с судебных заседаний по делу Маркелова будут проходить в группе в соцсети «ВКонтакте» и в Telegram-канале «Мариленд».