В центре Екатеринбурга 13 мая сторонники строительства на месте городского сквера храма Святой Екатерины столкнулись с протестующими городскими активистами. Градостроительный вопрос не впервые привел противников и сторонников РПЦ к  конфликту, похожие случаи из российских регионов — в обзоре «7х7».

Свежий пример Екатеринбурга

Основным заказчиком и лоббистом строительства храма в сквере выступила «Русская медная компания» (РМК), спортсмены из ее борцовского клуба разгоняли протестующих в ночь с 13 на 14 мая. После того, как 14 мая протестующие снесли части  забора и выкинули их в пруд, застройщик начал устанавливать более фундаментальные ограждения со сваями.

До этого столкновения противники застройки сквера исчерпали все легальные способы противостоять планам РМК — активисты проводили митинги, собирали подписи, застройщик в ответ организовывал молебны и крестные ходы.

Новосибирский блогер Александр Лунин обнаружил в строительной документации застройщиков планы на строительство рядом с будущей церковью торгового центра с полуподземной парковкой:

«В нагрузку к богоугодному заведению в центре местный авторитетный олигарх отгружает (кто бы мог подумать) отчаянно сопротивляющимся от такого счастья жителям еще и многофункциональный жилой комплекс, состоящий из трех зданий: 30-, 8- и 10-этажного, включающий в том числе фитнес-центр с прочими помещениями коммерческого назначения».

По данным Лунина, компания-застройщик принадлежит оффшорной фирме с Виргинских островов.

«Исаакий» в Петербурге

Санкт-Петербургская митрополия заявила свои права на Исаакиевский собор в начале 2017 года. Общественность протестовала против этого на митингах, в том числе и несогласованных.

12 февраля сторонники сохранения государственного музея в соборе образовали два живых кольца вокруг здания. Противников передачи «Исаакия» в РПЦ поддержали оппозиционные депутаты питерского Заксобрания — Борис Вишневский и Максим Резник. Сторонники РПЦ устраивали крестный ход по Невскому проспекту с участием казаков, семинаристов, кадетов, верующих и байкеров.

30 декабря 2018 года распоряжение о порядке передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ на 49 лет, которое выписали 30 декабря 2016 года, утратило силу.

Сквер в Тамбове

Тамбовские градозащитники «отбили» у РПЦ изменения в генплан города, которые вносила Тамбовская митрополия. Местный штаб политика Алексея Навального призывал своих сторонников через портал «Госуслуги» оставлять замечания к проекту изменений, которые подготовили в РПЦ. Служители церкви предлагали переименовать несколько улиц, в частности улицу Степана Разина, расширить территорию монастыря за счет городской набережной. После того, как изменения в генплан не прошли, в митрополии предложили построить в сквере Зои Космодемьянской стену «Героев тамбовчан». Депутат-коммунист Артём Александров написал в блоге на «7x7», что планирует жаловаться в прокуратуру на такою инициативу:

«Уровень цинизма наших высокопоставленных священнослужителей и чиновников просто зашкаливает, просто так возвести кремль не получилось, теперь пошли через установку „памятника“!».

«Торфянка» в Москве

В 2015 году московские активисты протестовали против строительства храма в парке «Торфянка». На начальном этапе противостояния активисты разбили в парке палаточный лагерь, чтобы помешать его застройке. Они жаловались на нападения православных активистов из движения «Сорок сороков», которые разогнали дежурящих активистов, и охраняли огороженную стройку. В 2017 году московские власти согласовали верующим новый участок под строительство храма, но в парке остался поклонный крест.

В видеообращении к екатеринбуржцам активисты «Торфянки» посоветовали «держаться и действовать в рамках закона». В 2015–2016 годах к ним приходили с обысками в связи с уголовными делами об оскорблении чувств верующих.

Кемеровский реликтовый бор

В черте Кемерова сохранился реликтовый сосновый Рудничный бор, который не вырубали даже во время Великой отечественной войны. В нем новый губернатор региона Сергей Цивилёв, опираясь на мнение «общественников», предложил поставить 30-метровую статую святой Варвары. Идею одобрила местная епархия.

30 ноября 2018 года кемеровские городские депутаты внесли поправки в решение о признании Рудничного бора особо охраняемой природной территорией: разрешили там ставить малые архитектурные формы и работу техники. Общественники хотят это решение отменить. Кроме создания петиции на сайте Change.org, они создали группу в несколько десятков активистов и начали собирать подписи горожан под своим предложением запретить работу тяжелой техники в бору, как в особо охраняемой природной территории.

Воронежский парк

В Южном парке Воронежа в конце 2015 года начали строить храм святого Виталия, против которого выступали местные градозащитники и партия «Яблоко». Перед появлением трехметрового забора вокруг стройки в парке жители близлежащего микрорайона узнали, что кто-то собрал пять тысяч подписей за строительство храма. А на публичные слушания собрались исключительно воцерковленные православные верующие — обычные жители о них не знали и были там в меньшинстве.

Вместе с храмом в парке строится спортивный комплекс с бассейном. Власти города предлагают благоустроить парк современными досуговыми площадками для горожан.