13 мая центральный сквер у театра драмы на Октябрьской площади Екатеринбурга огородили забором — в этом месте «Русская медная компания» (РМК) и «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) запланировали строительство храма святой Екатерины к 300-летию города (будет отмечаться в 2023 году). Не согласные с планами чиновников екатеринбуржцы собрались на стихийный митинг против застройки сквера. Вскоре на помощь к охранявшим огороженную территорию сотрудникам ЧОПа приехали спортивные молодые люди. Между ними и митингующими произошли столкновения. Полиция не пыталась вмешиваться в конфликт. Протест продолжался всю ночь. 14 мая губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пригласил сторонников и противников строительства храма на «прямой разговор». Как отреагировали в соцсетях на захват екатеринбургского сквера — в обзоре «7х7».

«Город против обнаглевших от вседозволенности бандитов»

Московский политик Дмитрий Гудков заметил, что «в Екатеринбурге народность выступила против православия и самодержавия».

Научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН кандидат политических наук Дмитрий Москвин считает, что всему виной чиновники, не понимающие жителей города:

— Сегодня в Екатеринбурге произошло нечто, что еще мы долго будем осмыслять. Но очевидно: нарушен фундаментальный баланс сил в городе. Понаехавшие руководить городом чиновники ничего не знают ни о его культуре, ни о его истории. В итоге случился ад.  Диалог и поиск компромиссов — нет другого пути в этом городе отныне и навсегда.

Инженер из Екатеринбурга Евгений Быков уверен, что противников строительства храма гораздо больше чем его сторонников:

— Большинство екатеринбургских СМИ не смогло не заметить вчерашние события в сквере у драмы. Но многие из них компенсировали это враньем о противоборстве сторонников и противников строительства храма. Никаких сторонников там не было совсем. Предательски по отношению к горожанам называть сторонниками нанятый ЧОП, полицию и бойцов РМК. Все знают, что за исключением известных олигархов, функционеров РПЦ и записных ФБ троллей никаких сторонников нет. Уж точно нет таких, которые готовы доказывать это кулаками. Так что лучше бы называть вещи своими именами — город против обнаглевших от вседозволенности бандитов.

Екатеринбургский преподаватель Андрей Старцев заметил, что конфликт вокруг сквера очень ярко характеризует нашу страну:

— Ради строительства православного храма бритоголовая банда избивала граждан в центре города-миллионника при попустительстве полиции. Все что нужно знать о современной России.

Журналист из Екатеринбурга Александр Полозов задумался о реальной цене аргументов за развитие спортивной инфраструктуры:

— Всех этих боксерских школ, академий дзюдо, ледовых арен в каждом районе и прочей мегазатратной хрени. Вырвем детей из цепких лап подворотни, воспитаем сильных и принципиальных. Бла-бла-бла. Вот, воспитали, распишитесь. Получите толпу боевиков под окнами Белого дома. Воспитанных, сильных, принципиальных. Вкладываться надо в реальные, а не фейковые академии. В образование и культуру. Что и требовалось доказать.

Блогер Илья Варламов увидел в произошедшем «классическую историю противостояния России будущего и России прошлого»:

— Россия прошлого — это криминальные авторитеты, воры и подонки, которые замаливают свои грехи, которые думают, что можно откупиться и что храм поможет. Россия прошлого — это презрение к собственному народу, это демонстративное пренебрежение мнением людей, это несправедливость и беспредел. Россия прошлого — это заказанные из Москвы, оторванные от корпоративов и юбилейных концертов в Кремле звезды, которым все равно, поздравлять ли с днем рождения криминального авторитета или креститься перед камерами «за храм». Это карикатурные попы, подложившие церковь под государство. Это чиновники, которые черное назвали белым и решили столкнуть людей лбами. Россия прошлого вышла с кулаками, с заборами, с беспределом против екатеринбуржцев. Россия будущего — это светлые и прекрасные люди, которые вышли вчера против России прошлого.

 

«Храмы надо строить, если этого хотят жители»

По мнению московского блогера Кирилла Шулики, строить храм против воли людей и при помощи бандитов — это грех:

— Чтобы вы понимали, я не против храмов, но храмы надо строить, если этого хотят жители, а не олигархи, способные привезти в поддержку храма Галустяна, Безрукова и двойника Путина.

Заместитель главного редактора онлайн-издания Znak.com журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев размышляет, что построенный таким образом храм не принесет благодать:

— Даже если храм построят (в чем я сомневаюсь), это будет храм, над которым будут смеяться, который будут не любить, который иные будут даже презирать. Это будет храм, который скорее повредит вере, а не укрепит ее. Он многих неверующих лишь сильнее озлобит по отношению к православию, а кого-то из верующих заставит усомниться: за теми ли пастырями они следуют? Как вы понимаете, это сугубо личное мнение.

Диакон Андрей Кураев решил дать «непрошенный» совет для екатеринбургской епархии:

— Придите не туда, где и без вас хорошо (в парк), а там, где плохо, тоскливо и дегенеративно. Возьмите самый заброшенный район города и соберите все свои ресурсы для его регенерации. Видимым символом и слоганом его возрождения сделайте храм св. Екатерины. А вместе с ним — проведите туда метро, расселите трущобы, постройте поликлинику и современную школу. Когда Международный Олимпийский Комитет выбирает, какой стране дать Олимпиаду, он требует рассказать о социальных последствиях короткого праздника. Что кроме стадионов вместе с ним и после него получат не спортсмены, а местные жители. Вот и церковная верхушка могла бы уже задуматься над тем, что дарить, а не что забирать. И свое антиконституционное лоббистское сверхвлияние хоть иногда поворачивать в пользу простых людей.

 

«Люди больше не боятся идти против власти и ее сателлитов»

По мнению ярославского журналиста Даниила Кузнецова, все происходящее укладывается в некий зарождающийся, но громкий и яркий федеральный тренд:

— Люди больше не боятся идти против власти и ее сателлитов на более решительные шаги, чем петиции в интернете.

У преподавателя Высшей школы экономики политолога Александра Кынева после последних событий сложилось ощущение, что ситуация «поплыла» по всей стране:

— Казалось бы, после всех последствий «пенсионной реформы» надо внести успокоение, как минимум не делать ничего дополнительно раздражающего. Но руки чешутся и остановиться не получается, причем болевые удары начинают наносить именно по наиболее опасным, с точки зрения своей политизации и организационно-медийному потенциалу, группам и регионам. Это и зажравшиеся лоббисты типа «Мираторга» со своими раздражающими образованных горожан идеями о вмешательстве в самое для этой группы важное — сферу личной свободы, это и безграмотные чинуши на постах губернаторов типа Куйвашева или И. Орлова [губернатор Архангельской области, где проходят протесты против строительство полигона для московского мусора], которые пытаются разрушить привычный быт и комфорт людей.

Заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО доктор исторических наук Валерий Соловей считает, что идет «деградация и распад властной ткани»:

— Вот что демонстрирует разворачивающийся конфликт в Екатеринбурге. Нет мэрии. Нет губернатора. Нет полпреда. Полиция и Росгвардия фактически прячутся. Есть боевики и противостоящее им общество.

Блогер из Санкт-Петербурга Анатолий Несмиян виновным в происходящем видит власть:

— Откровенно говоря, ничего удивительного не происходит: в стране прочно установлен тотально антинародный режим, который воспринимает страну лишь как кормовую территорию с обременением в виде населения. Ни малейших обязательств по отношению к людям при этом режим нести не намерен. Ситуация в Екатеринбурге в этом смысле ничем не лучше и не хуже «среднего по больнице». Страна тяжело больна, и болезнь ее — это нынешний режим.