Нужны ли школьникам рабочие тетради и кто за них должен платить? Достаточно ли пенсионерки-вахтерши и турникета для обеспечения безопасности школы? Жители Марий Эл высказали свои предложения по снижению финансового бремени родителей и охране на встрече с министром образования республики Натальей Адамовой. «7х7» выписал основные тезисы и цитаты.

Встречу организовали члены региональной организации по защите прав и законных интересов многодетных семей Марий Эл «Большая семья». Разговор длился больше двух часов, лейтмотив — нехватка региональных денег для покрытия всех потребностей школ.

 

 

О безопасности

— Охранник, который способен погасить конфликт, который обучен, принесет большую пользу для охраны наших детей, чем все эти турникеты, карточки — это, по-моему, вообще только коммерция, — считает председатель региональной общественной организации по защите прав и законных интересов многодетных семей Марий Эл «Большая семья» Наталья Кублицкая.

Турникеты, по словам родителей, создают проблемы с посещением детьми школы. Если ребенок забыл или потерял карточку, он может не попасть на уроки. При этом по закону любой учащийся должен иметь свободный доступ в школу.

Иногда из-за невозможности пройти через турникет родителям приходится ждать на улице, где даже нет возможности присесть — в тех школах, где турникет расположен прямо у входа.

По словам директора школы №4 Волжска Марины Янковской, ставка охранника/вахтера в школе минимальная. Нанять квалифицированную охрану на эти деньги нельзя, поэтому перед родителями стоит выбор: бабушка-вахтерша за деньги школы или профессиональный охранник за деньги родителей.

— Мы уговариваем родителей, — говорит Янковская. — Многие раньше не хотели, потом передумали. Сейчас у нас работает очень бдительный охранник-мужчина.

Волжанин Георгий Моисеев считает, что безопасностью должна заниматься полиция:

— Не нужно министра образования заставлять охранять школы, это должны делать правоохранители.

Сейчас по закону безопасность учеников и учителей обеспечивает школа, рассказала министр образования Марий Эл Наталья Адамова. Есть постановление правительства об антитеррористической защищенности, есть паспорта, в которых прописано, что нужно для обеспечения безопасности. Деньги должны выделять из республиканского или муниципального бюджетов.

 

Министр образования Марий Эл Наталья Адамова

 

Турникеты и рамки стоят не во всех школах. Например, в школе №10 Йошкар-Олы их нет, рассказал общественник Андрей Цветаев, чей сын учится в ней.

 

О неразберихе с рабочими тетрадями

По словам родителей, разные учителя по-разному относятся к рабочим тетрадям (имеются в виду специальные учебные пособия, а не простые тетради в клетку). Как рассказала организатор круглого стола, руководитель группы по вопросам образования «Большой семьи» Ольга Чеснокова, по федеральному закону все учебные пособия должны предоставляться за счет школ, но на региональном уровне нехватка бюджета не позволяет это сделать. Это приводит к конфликтам между родителями и педагогами.

 

Наталья Адамова, организаторы встречи Наталия Кублицкая и Ольга Чеснокова

 

Родители внесли несколько предложений: перестать покупать рабочие тетради с определенного класса по предметам, для изучения которых они к тому моменту уже не нужны, — например, английский язык (после шестого класса), история (после четвертого класса).

Предложили договориться о том, что либо все дети пользуются рабочей тетрадью, либо никто. Если хоть один родитель против, то тетради не покупаются, поскольку этот родитель потом может заявить о нарушении прав в прокуратуру. Еще одно предложение — покупать с рук учебники, которыми уже пользовались в прошлом году другие дети, если эти книги в нормальном состоянии; передавать их в фонд школьной библиотеки.

Министр образования Наталья Адамова сказала, что для министерства приоритет — это учитель:

— Хороший учитель научит и с тетрадью, и без нее, — говорит министр. — А среди учебных пособий приоритет — учебник. Рабочие тетради на сегодня не являются необходимостью.

По словам Адамовой, в работе учителя есть элемент творчества, поэтому министерство, хоть и может порекомендовать (но не приказать), по каким учебным пособиям ему работать, чаще всего этого не делает, предоставляя учителю решать это самому.

 

О других проблемах

Как рассказал «7х7» отец троих детей Андрей Цветаев, есть и другие проблемы, которые на круглом столе с министром не затрагивались. К примеру, в 20 метрах от территории школы №10, по его словам, работает «разливайка». Практически вплотную расположен автосервис (по закону он должен отстоять не ближе чем через 50 метров). Баскетбольная площадка асфальтированная, еще старым асфальтом с гравием, и в ней есть ямы. Ямы и на беговой дорожке, после дождей или таяния снега там большие лужи. Нет ночного освещения на территории школы.

 

Андрей Цветаев

 

— Туалеты, например! Почему-то никто об этом не говорит, — удивляется Цветаев. — Там туалетная бумага не всегда есть, вместо нормального мыла какие-то старые обмылки. Я купил дозаторы, принес им, отвечают: «Жидкого мыла нет».

 

О достижениях

Есть и успехи. В прошлом году на одного ученика выдавалось пособие 500 руб. на покупку учебников, с 2019 года выделяется тысяча. Теперь родители хотят, чтобы подняли пособие и на дошкольников. Сейчас на одного детсадовца выдается 100 руб.

Предыдущее республиканское родительское собрание с участием родителей и чиновников состоялось в октябре 2018 года. И в тот раз, и в этот шла речь о поборах, и министр повторяла, что школа может просить у родителей деньги только на добровольной основе. При этом родители продолжают вкладывать в обучение довольно большие деньги.