В кировском культурном центре «Пятый этаж» 20 февраля состоялась дискуссия «Почему нам (не) нужна культурная журналистика?». Главными спикерами были драматург, завлит кировского ТЮЗа Юлия Ионушайте и коммерческий директор газеты «Репортеръ», журналист Владимир Маматов. «7x7» публикует основные тезисы прошедшей дискуссии.

 

«Почему такая тема?»

Начал дискуссию ее модератор, директор Кировского центра поддержки НКО, член Общественной палаты Кировской области Олег Ткачев:

— Мы, как некоммерческая организация, «независимое государство» [культурный центр «Пятый этаж»], долгое время пытаемся заниматься какими-то вопросами культуры. Как мы их понимаем и насколько их понимаем, знаем и чувствуем. Нам и нашим коллегам — представителям культуры, почему-то не хватает возможностей донести свои прекрасные мысли через каналы СМИ. Иногда просто хотелось бы видеть более плотный окружающий фон по распространению информации о культуре. В нашей дискуссии мы попытаемся нащупать какие-то варианты ответов, какие-то гипотезы, чтобы понять, что делать. Что делать тем людям, которые работают в культуре, создают культурные продукты? Каким образом и какие каналы можно использовать? Что может помочь и что мешает?

 

Олег Ткачев



Олег Ткачев предложил спикерам изложить свои позиции по этому вопросу, выделив каждому по 10 минут. Первой выступила Юлия Ионушайте.
 

«Понятно, что каждый труп на улице, авария, происшествие, вызовет гораздо больше просмотров»

— Свое выступление я бы хотела начать с анекдота. Недавно у нас в театре появилась ворона. Один из журналистов города сразу предложил сделать сюжет для центрального телевидения. Ворона в театре — повод говорить о театре на уровне центрального телевидения! Ни одно другое событие не вызвало желания снять сюжет! Опять же, сталкиваясь постоянно с журналистами, знаю, что когда умирает актер федерального уровня, Караченцов или кто-то другой, то сразу пишут в театр, чтобы найти у кого взять комментарий по поводу смерти этого человека. И за долгое время я устала объяснять, что сейчас бросать все и выяснять кто, где и когда мог пересекаться с этим человеком, я точно не буду, и такая проблема существует во всех городах. Рецензия на спектакль набирает 700 просмотров, любая новость на криминальную, политическую, общественную тему набирает несколько тысяч просмотров. Это данность, в которой нам нужно существовать. В Нижнем, Екатеринбурге, Перми, Омске, Томске, Калининграде, во многих регионах существуют специализированные порталы: есть бизнес-порталы, есть новостные, о культуре. А у нас — нет. Мне видится, что появление такого портала может ситуацию изменить.

Юлия напомнила, что раньше издания о культуре в Кирове были. Например, «Культурная среда», «На досуге Киров», «Новая строка», где писали о культуре, ее современных актуальных формах.
 

Юлия Ионушайте



«Если журналистика отражает процессы, которые происходят в обществе, то она может отражать и состояние культуры»

— Сейчас те, кто занимается организацией культурных событий, не удовлетворены качеством текстов, — продолжила Юлия Ионушайте. — Речь идет не о количестве, а о качестве. Сегодня организаторы [событий культуры] пишут о себе сами. Конечно, все порталы, коллеги, информационные партнеры размещают информацию, но это получается, как «селфи-палка». Те, кто культуру делают, ощущают себя в вечном существовании с «селфи-палкой»: давайте мы о себе так напишем и пресс-релиз вам пришлем. Мы не можем выступать бесконечно в роли зеркала, которое само себя и отражает. И смотреть в это зеркало желания нет ни у кого. Хотелось бы обратной связи. Сказать, что это плохо или хорошо, аргументировать свою позицию, иметь вообще эту позицию. У нас это размылось настолько, что вся лента новостных порталов — пресс-релизы самих организаторов. Анонсы, анонсы, анонсы, «состоится, состоится, состоится». Мне кажется, что при определенных усилиях со стороны журналиста, при его заинтересованности можно подать информацию так, что это может быть читабельно.

 

«Никакого варианта существования культурной журналистики, кроме как дотационной и меценатской, я не знаю»

Иначе видит проблему освещения событий культуры в Кировской области коммерческий директор газеты «Репортеръ», журналист Владимир Маматов:

— Я, честно говоря, с огромным трудом пытался сформулировать, о чем я могу говорить. Почему? Потому что это действительно огромный клубок проблем. Журналисты должны писать или могут писать о театре? А с какого перепугу они это будут делать? Что они лично получат от этого? Абсолютно меркантильный взгляд. Где деньги взять? Предположим, один раз за несколько дней работы написания о театре, я получил эти две копейки, которые сейчас платят любому журналисту. За хороший, качественный, великолепно сделанный репортаж, ты получишь столько же, сколько за перепечатку новостей в порталах. Зачем? Я не понимаю, кому нужна элитарная культура? Кто сейчас потребитель этой культуры? Я вспоминаю пьесу «Мещанин во дворянстве», где господин Журден нанимал учителей прозы, фехтования. Зачем он это делал? Зачем он платил деньги культуре? Только с одной целью, чтобы показать, что он «поднимается». Взяв вятских журналистов, я знаю, что все более-менее успешные находятся «при ком-то». Они пишут на темы тех людей, которые им платят.
 

Владимир Маматов


 

«Это массовая или немассовая культура?»

— У многих остался посыл, что мы цивилизуем массы, — продолжил Владимир Маматов. — На волне революции верили, что культура проникнет, но это полная утопия, конечно. Разницу между массовой культурой я понимаю: на фильмы ходят все, и они не требуют усилий, но чтобы читать текст или смотреть спектакль, требуются усилия. Учитывая, что все наше общество направлено на потребление, то мы и потребляем то, что не вызывает никаких осуждений. Соответственно, спектакль, текст и что-то более-менее серьезное может быть адресовано только тем, кто готов тратить на это усилия. А кто готов? Насколько я понимаю, человек так устроен, что он готов тратить усилия только на достижение чего-то. Самое интересное: я сходил на спектакль, прочитал книгу, но что я с этого получу?



«А кто в Вятке будет говорить?»

Владимир Маматов обратил внимание участников дискуссии на нехватку интересных источников информации о культуре:

— Чертовски интересный момент. Я за свою нелегкую трудовую деятельность сделал десятка три или четыре интервью разного качества. Была глобальная проблема: ни один кировский человек не способен говорить в интервью легко и свободно. Он не способен давать резких суждений, говорить в реальности то, что он думает. За «рюмкой чая», в узком квартирном варианте все рассуждают очень правильно и язык у людей меняется, когда они между собой говорят. Но никто никогда этого на публику не сделает. Из всей палитры этих интервью единственное, которое у меня получилось — маленькое интервью с Гусельниковым. Почему? Потому что ему «покласть» на эту Вятку. Ему все равно, и получилось интересно. Это все к вопросу — как сделать интерес к событию. Ребята, наверное, пора делать события, чтобы они были интересными? И где все эти люди, персонажи, с которыми мы будем говорить?
 


«Дуракам вход воспрещен»

— Мы не случайно говорим, что есть политическая журналистика, экономическая и другие подвиды журналистики. Я совершенно уверена, что человек пишущий, чувствующий язык и человек умный может написать несколько текстов на любую тему. Но все-таки, как показывает практика, что когда журналисты скачут с коммунальной аварии в театр, а потом на ДТП, то это оканчивается катастрофой­, — вернулась к теме качества журналистских материалов о культуре Юлия Ионушайте.

— Это правильно все абсолютно, — согласился Владимир Маматов. — Неминуемо все это должно быть элитарно. Должен висеть шлагбаум: «Дуракам вход воспрещен». Тогда сразу понятно, что если ты необразованный, не разбираешься, то не лезь туда, где тебя ударит током. Не для тебя сделано. Да, это гнусное деление общества, но без этого я не знаю, как могут существовать такие вещи. Если это не элита, если нет эксклюзива, если это не качество, то не лезь. Эти вещи для немногих.

— Стоит уточнить, что предметом культуры является не только театр. Эти люди, которые приходят в театр, которые посещают выставки, концерты, им важно соотнести свою позицию с неким экспертным мнением. А как-раз какого-то авторского взгляда, личного мнения — нет. Мне кажется, читая тексты о каких-то событиях, мы внутри выстраиваем иерархию ценностей. А дальше начинаем ориентироваться в пространстве культуры. Составляется для себя внутренняя карта. Я, как потребитель, имею несколько авторов, с чьим мнением я соотношусь, и мне кажется, что их позиция обоснована, она мне симпатична. Если этот человек мне порекомендует что-то посмотреть, прочитать, то я прислушаюсь, — сказала Юлия Ионушайте.

— Тут собака и зарыта. Когда ты человек сформировавшийся, то с этим все понятно. Одни кальки-кальки-кальки. Но что будет делать молодой человек? И чего поможет добиться молодому человеку культура?­— ответил ей Владимир Маматов.

 

«Человек начинает искать ответы в журналистских текстах»

Слушатели дискуссии между Юлией Ионушайте и Владимиром Маматовым разделили с ними беспокойство в связи с засилием массовой культуры. В качестве примера предложили феномен массового интереса прессы к певице Ольге Бузовой. Сошлись на том, что к культуре она отношения не имеет, но проблема в том, что об этой певице пишут десятки статей, а о настоящей культуре — мало и без интереса.

— Если бы они [журналисты и театр] спорили о таких вещах, как добро и зло, если бы они гребли в разные стороны, но есть ощущение, что мы должны идти в одну сторону. Человек начинает искать ответы в журналистских текстах, в театрах, на выставках и еще где-то. Есть что-то помимо этого. Сейчас после нас остается выжженное поле. И мне кажется, что мы еще можем повлиять. Если говорить о театре, то в социальной сети Twitter есть пользователь «Подозритель», и он пишет короткие рецензии на спектакли по всей России. Это читабельно, иронично и его узнают по всей стране, — заметила Юлия Ионушайте и высказала мнение, что нет личностей, которые могли бы писать о культуре. — У нас [в Кирове] нет такого понятия как «блогер». Есть несколько человек, которые пишут на узкоспециализированную тему, но чтобы на Вятке был именно блог о культуре — я не видела. Не знаю такого, чтобы кто-то писал о маленьких концертах, больших событиях и имел именно какую-то свою позицию. У нас, в принципе, как культурной журналистики — нет, так и блогеров — нет. А еще и театральных, это вообще нонсенс какой-то. Но почему-то это все есть на сопредельных территориях.
 


«Здесь корень — культура. Нужна ли нам вообще культура?»

Один из слушателей дискуссии, историк и блогер Антон Касанов обратился к Юлии, так как позицию Маматова не поддержал:

 — Люди, которые работают в газете «Репортеръ», деньги зарабатывают. Они никогда не будут об этих вещах думать, и какие-то большие тексты о культуре от них ждать не стоит. Вы сами говорите, что идет перепечатка пресс-релизов. На самом деле это выжженная земля, параллельная реальность. Вы живете немного в другой реальности, — обратился Касанов к Маматову. — Юлия, я большой поклонник того, что вы пишете в социальных сетях про культуру, и каких-то зарисовок о том, что вы увидели, ощутили, почувствовали. И мне кажется, что культурная журналистика на Вятке может быть, но только в формате small-media. Она может быть для тех, кому она нужна. Конечно, олигархам, толстосумам, депутатам не нужна культурная журналистика. Какая сейчас культура? Сейчас реально small-media как сайт или паблик «ВКонтакте» может объединить тех людей, которым не безразлично, которые умеют писать что-то интересное. Многим журналистам не нравится, когда они бесконечно пишут о ЖКХ, про снег, про мусор. Возникает апатия. Многие люди ходят на спектакли, и им есть, что сказать. Все это собрав на одной площадке, вы сможете прожить и без больших денег.

 

Антон Касанов



Владимир Маматов ответил Касанову, что в Кирове общество не умеет объединяться, но Юлия Ионушайте напомнила ему, что есть примеры, когда деятели культуры собираются вместе. Например, второй год проходит благотворительный фестиваль «Вы.Мы.Слы», где объединяются театры для читки пьес на разных площадках города. Средства собирают на подарки слабовидящим детям, путем продажи открыток. 

Руководитель проектов «МТЦ» Дарья Ткачева задалась вопросом, является ли журналистика частью культуры или нет?

— В моем понимании есть институции, которые дают существование культуре. Журналистика, пиар, связи с общественностью дают связь процессу со зрителем, потребителем. И когда у нас одно колесо не работает, тогда телега ехать не может. Когда мы говорим, что культурной журналистики нет, когда говорим, что «кому она нужна здесь в Кирове?» А вот нужна. Нужна в первую очередь тем, кто делает культурные продукты. Она нужна тем, кто ищет, кто говорит, что в Кирове ничего не происходит. Это крайне важная вещь. Целое направление общественной жизни пробуксовывает, потому что этого колеса — нет.

В итоге дискуссии ее участники сошлись на том, что нужно и важно двигаться шаг за шагом в сторону качественного освещения событий культуры в регионе и необходимо создать место, где смогут объединиться кировские деятели культуры и журналисты.


Реклама. Любишь анекдоты? Читай их на https://nekdo.ru