Осенью 2018 года Министерство образования Кировской области предложило переселить Музей народного образования, который находится на втором этаже старинного особняка в центре Кирова на Московской, 33, в промышленный район города на улицу Романа Ердякова. Причиной для переселения было заявление чиновников о несоответствии здания требованиям противопожарной безопасности, которые обнаружила проверка МЧС в июле. Краеведы предполагали, что это было сделано для того, чтобы передать здание бухгалтерско-финансовому учреждению Минобра. «7x7» выпустил материал «Что происходит вокруг инициативы перенести музей истории образования в промышленный район Кирова» в декабре. При подготовке материала «7x7» столкнулся с трудностями при получении информации от областного правительства.

 

Запросы и представление прокуратуры

Редакция «7x7» 27 ноября отправила в пресс-центр правительства Кировской области запрос, в котором спрашивала о проверке здания музея сотрудниками МЧС и планах министерства образования по ремонту помещений или перемещению экспонатов на другую площадку. Ответ от 10 декабря содержал только общую информацию о здании и функциях управления государственной охраны объектов культурного наследия. 

 

 

 
 
 

 

«7x7» 20 декабря направил жалобу в прокуратуру Кировской области с просьбой признать бездействие чиновников и непредоставление информации незаконным и обязать пресс-центр ответить на вопросы.

28 декабря правительство направило редакции еще один документ, содержащий только сведения о подведомственности музея и об отсутствии планов переместить музей.

 

 

В ответе прокуратуры от 21 января говорится, что после проведенной проверки в адрес правительства области было внесено представление об устранении нарушений — редакции так и не предоставили запрашиваемую информацию. По словам официального представителя ведомства Дениса Сухомлина, у правительства есть 30 дней, чтобы отчитаться в прокуратуру о принятых мерах.

 

Приглашение от пресс-службы и уход от вопросов

Вечером 31 января корреспонденту «7x7» позвонила представитель пресс-службы правительства Кировской области Дарья Шпорт и пригласила интернет-журнал на открытие образовательного проекта в Музей народного образования. Она прямо сказала, что на пресс-подходе Дмитрия Курдюмова корреспондент сможет получить ответы на вопросы, из-за которых прокуратура вынесла представление.

В Музее народного образования 1 февраля заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов подошел к журналистам. Первый вопрос о будущем музея задала корреспондент телеканала «Вятка» Юлия Шалаева. Курдюмов ответил, что история вокруг музея «искусственно раздуваема», и начал рассказывать про новый образовательный проект правительства, благодаря которому школьники смогут посещать музеи Кировской области с учетом специфики обучения.

На вопрос корреспондента «7x7» про то, в чьем ведении сейчас находится музей, Курдюмов сказал, что на все эти вопросы он уже отвечал. С ним не согласилась Шалаева, которая сказала, что ВГТРК «Вятка» направляла три запроса и не получила ответов. Она спросила, почему сейчас в одном из бывших залов музея располагается бухгалтерия, в которой сделан ремонт, а в музее — нет. Зампред ей сказал, что на все вопросы правительство ответило, потому что «комментировать нечего».

— Я не знаю, что комментировать. Это слухи. Музей где был, там и располагается, — не объяснив, что именно подразумевает под слухами, сказал Курдюмов.

 

Дмитрий Курдюмов

 

На вопрос корреспондента «7x7» о том, как планируется выполнять предписания МЧС по замене проводки и обустройству запасного выхода, зампред сравнил ремонт музея с ремонтом квартиры, из которой нужно съехать.

— Коллеги, вы задаете удивительные вопросы. Для того, чтобы решать вопросы в любом учреждении «по проводке», как вы говорите, существуют предписания контрольно-надзорных органов, всегда это нормальная текущая работа. Выделяются средства — они устраняются. Выполнить капитальный текущий ремонт здания или заменить проводку — это требует чего? Каких мероприятий требует, как вы думаете? Вы дома делаете капитальный ремонт — вы живете в квартире?

— Нет.

— Вы ответили на вопрос, — сказал Курдюмов корреспонденту «7x7».

При этом он не объяснил, каким образом правительство планирует решать вопрос о противопожарной безопасности музея.

— Вы так заряжены на… [эту тему]? — не договорил Курдюмов, после чего предложил посмотреть на школьников. Он поприветствовал детей и покинул музей.

 

Новый запрос

После неудачной попытки получить ответы у Дмитрия Курдюмова корреспондент «7x7» связался с Дарьей Шпорт, объяснил ситуацию и сказал, что по-прежнему надеется получить ответы на запрос.

— Давайте я подумаю, что тут можно сделать, потому что для этого как раз все [пресс-подход] и собиралось, — ответила Шпорт корреспонденту.

Пресс-секретарь Дарья Шпорт попросила «7x7» еще раз написать запрос на ее имя с вопросами, которые остались без ответа. В запросе она попросила указать ситуацию, произошедшую в музее, чтобы обсудить ее с Дмитрием Курдюмовым. В разговоре с «7x7» Шпорт рассказала, что «7x7» — не единственное СМИ, которое имело претензии после пресс-подхода зампреда. 1 февраля интернет-журнал направил еще один запрос с требованием ответов о будущем музея.

4 февраля Дарья Шпорт прислала корреспонденту «7x7» ссылку на репортаж интернет-портала «Свойкировский», в тексте которого вскользь упоминается попытка Курдюмова ответить на вопрос корреспондента «7x7». Она спросила: «Все-таки Дмитрий Александрович ответил на вопросы во время экскурсии?»

Корреспондент интернет-журнала ответил Шпорт, что слова Курдюмова на пресс-подходе не выглядят как ответ.

Ответ на запрос до сих пор не получен. Шпорт спрашивала корреспондента «7x7» о подготовке этого материала и сказала, что пресс-центр может дать комментарий по этому поводу. Позднее она решила не комментировать готовящуюся публикацию до ее выхода.

 

Что говорят юристы

Юрист «Команды 29» (сообщество юристов и журналистов из Санкт-Петербурга, отстаивающих право на информацию) Максим Оленичев считает, что на нежелание правительства предоставлять информацию журналистам прокуратура может отреагировать более жестко:

— Вызывает недоумение тот факт, что даже по требованию надзорного органа чиновники игнорируют требования закона. Общество ожидает от них быть образцом по исполнению существующих законов, но на практике мы этого не видим. В этой ситуации поведение чиновников нельзя назвать адекватным: скрывая информацию от интернет-журнала «7x7», правительство лишает информации не только конкретное издание, но и его читателей, создает необоснованные препятствия для оперативной работы СМИ. В этой ситуации у прокуратуры имеются все правовые основания для вынесения представления правительству с требованием привлечь нерадивых чиновников к дисциплинарной ответственности или самостоятельно возбудить дело об административном правонарушении, — прокомментировал Оленичев.

Юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова объяснила, что подобные ситуации происходят во всех регионах и с ними сталкивается почти каждый журналист:

— Мы ведем довольно много дел по проблемам с доступом к информации, и вот такая круговерть в виде отсылок одного ведомства к другому, в том числе через прокуратуру — это очень распространенная ситуация. Часто бывает сложно добиться реакции надзорных органов, которые бы признавали, что госорганы допустили нарушения. Но самое сложное — это не только получить реакцию прокуратуры на такие факты, но и добиться, чтобы выданное ею предписание было выполнено. Потому что органы власти смотрят на это предписание и либо ничего не делают, либо делают формально. В итоге информацию как не давали с самого начала, так ничего и не изменилось. Одна из причин этого — абсолютная нестрогость законодательства относительно такого рода нарушения, очень сложно привлечь к административной ответственности за нарушение права на доступ к информации. А так как нарушения повсеместные, санкции несерьезные, это позволяет органам госвласти несерьезно относиться к таким предписаниям. Это приводит к глобальной проблеме — право журналистов на доступ к информации нарушается каждый день.

 

Что с Музеем народного образования

Исполняющая обязанности заведующего музеем Наталья Головизнина рассказала «7x7», что работа учреждения продолжается и пока вопрос о переезде музея не стоит. При этом она заметила, что особняк — историческое здание, памятник культуры и он не должен использоваться для административных нужд, поэтому необходима «музеефикация всего здания».

При этом Головизнина была расстроена, что один из залов на втором этаже отдали Центру бюджетного и технического сопровождения. Из-за этого пришлось отказаться от экспозиции про образование в годы войны.

— ЦБТС был отдан зал напротив. У нас там находился зал, посвященный школам времен Великой Отечественной войны. История советской школы… Вы представить не можете, что это есть такое. Вот точно так же, как изучают античность…  [Необходимо знать] трудовую советскую школу. У нас есть коллекция, но этих залов нет за неимением площадей. И потом, класс [русского писателя-романтика Александра] Грина — это единственное место, где он четыре года обучался. Не достойно это здание, чтобы сохранить память о Грине? — рассказала Головизнина.


На пресс-завтраке у губернатора 5 октября 2018 года на зампреда Дмитрия Курдюмова пожаловалась главный редактор интернет-портала «Свойкировский.рф» Елена Жолобова из-за закрытости Курдюмова для СМИ. Тогда Курдюмов упрекнул Жолобову в непрофессиональном поведении, но после пообещал стать более открытым. Пресс-секретарь губернатора Елена Черных объяснила закрытость зампреда «нехваткой времени».