14 января в 06:18 в многоквартирном доме в городе Шахты произошел взрыв бытового газа, обрушились восьмой и девятый этажи второго подъезда. По данным МЧС по Ростовской области, из дома эвакуировали 140 человек, под завалами обнаружили семерых пострадавших, в том числе двух погибших. На момент публикации материала судьба трех человек оставалась неизвестной. 16 января в Шахтах объявлен траур. Депутаты Госдумы внесли законопроект о предотвращении взрывов бытового газа в жилых домах с помощью установки нового газового оборудования на средства фонда капитального ремонта. Как в соцсетях отреагировали на очередную газовую трагедию — в обзоре «7х7».

 

«Значит, проблема стала системной»

Член ОНК Челябинской области, правозащитник Валерия Приходкина не понимает, почему жители дома в Шахтах спали в верхней одежде и грелись газом:

— У нас война, что ли? Или Шахты — это замерзающая Украина?

Депутат Госдумы Валерий Рашкин считает, что в трагедии виноваты власти:

— И снова взрыв газа. Теперь в Ростовской области. Сколько еще домов должно рухнуть и погибнуть людей, чтобы власти взялись за эту проблему? Она решаема!

Историк Евгений Понасенков заметил, что «уже ни одна террористическая группировка не берет ответственность за бездействия местной власти».

Политик Дмитрий Гудков напомнил про взрыв газа в доме в Магнитогорске две недели назад:

— Есть ошибки — и есть тенденции. Если один за другим взрываются дома, если мы так и не слышим внятного объяснения причин, значит, проблема стала системной.

По мнению экономиста Владислава Жуковского, в стране наступила эпоха техногенных катастроф:

— Паразитическая политика казнокрадов и олигархов довела страну до разрухи. Чудовищный дефицит инвестиций, преступная халатность и коррупция, вывоз триллионов нефтедолларов в офшоры обрекли страну на катастрофы.

Журналист Максим Кононенко считает, что пострадавшим нужно помочь переехать из Шахт:

— «Власти после ЧП в Шахтах предложат горожанам выбрать жилье и оплатят все расходы». «Выбрать жилье» тут совершенно недостаточная формула. Должно быть «выбрать жилье не в Шахтах». Потому что жить там нельзя. Странно, что до сих пор этого никто не написал.

 

«Если совместить Россию, газ и панельку — получается теракт»

Редактор радиостанции «Говорит Москва» журналист Сергей Доренко размышляет о возможном злом умысле:

— В сентябре 2001 года мой коллега Павел Лобков в репортаже на НТВ сказал фразу: «Террористы не придумали ничего нового. Они просто совместили две давно известные вещи — небоскреб и самолет». Затем террористы совместили давно известные вещи — пешехода и грузовик. Они стали давить людей грузовиками и вообще автомобилями. Теперь, я склонен полагать, террористы совместили еще две хорошо известные вещи — бытовой газ и панельку. Стоп, я забыл, и Россию. Если совместить Россию, газ и панельку — получается теракт.

По мнению блогера из Санкт-Петербурга Анатолия Несмияна, взрыв бытового газа в обветшавшем жилом фонде — это «терроризм в чистом виде» на уровне государственной власти:

— Аль-Каида и ИГИЛ [запрещенные в России террористические организации] — сущие младенцы по сравнению с российской вертикалью от мастера участка до президента, где на каждом ее этаже, сопя, делят эти самые 3,4 триллиона, украденные у нас и у наших детей. И у их детей. Просто этот терроризм — он привычный и будничный, а потому никакого интереса не представляет. Тем более, что как раз здесь все антитеррористические структуры бессильны — какую конкретно дверь нужно выбить и кого именно положить мордой в пол, чтобы ликвидировать террористическую ячейку? Если вся «вертикаль» — это и есть эта самая ячейка? Заточенная на уничтожение страны и пиршество на ее обломках?

Писатель Олег Козырев считает, что погибших от взрывов газа больше, чем от терактов:

— Интересно, ведет кто-то статистику, сколько домов газовых в году взорвалось, сколько людей пострадало? Уверен, что больше погибает и разрушено, чем от терактов.

 

«Газовые службы постепенно станут новой силовой структурой»

Правозащитник Павел Чиков размышляет, что в России может появиться «газовая полиция»:

— Газовые службы постепенно станут новой силовой структурой. Возглавит ее, ясное дело, генерал ФСБ. Пакет новых законов примут, дающих право вторгаться в любую квартиру/дом, подключенные к газу для проверки. Чем, конечно, будут пользоваться не только по назначению. Введут обязанность собственников и жильцов чистить дымоходы, а также включат в УК статью об ответственности за неисправный дымоход. По ней будут судить погибших виновников. Post mortem, естественно. На них же возложат материальную ответственность. Предложат в срочном порядке оборудовать все (десятки миллионов) подключенных к газу квартир какими-нибудь бессмысленными маячками. На собственников возложат обязанность их закупить и установить. Наварится на этом, конечно, некий Ротенберг/Тимченко/Чемезов/Сечин. Работать это все, ясное дело, не будет.

Блогер из Москвы Кирилл Шулика предлагает ввести наказание для чиновников:

— Надо сажать чиновников, руководителей управляющих компаний, в крайнем случае выписывать штрафы, от которых глаза из орбит вылезут, за плохое отопление в домах. Отдельная кара должна быть для мудаков, которые предлагают запретить пластиковые окна, которые не продуваются с улицы. Ведь в советское время у меня в квартире бабушка включала газ, чтобы согреть квартиру, для небольшой квартиры четырех конфорок вполне хватало. Делать это запрещено, но что делать, если батареи чуть теплые и по квартире надо ходить в шапках? Так что если не хотим взрывов газа, надо взять за правило зимой топить в квартирах.

По мнению телеведущего Владимира Соловьева, государству необходимо обновлять жилой фонд:

— Когда случаются трагедии, то возникает необходимость подключения федеральных структур. Очевидно, что на федеральном уровне необходима объективная оценка состояния жилого фонда, с последующими организационными и финансовыми выводами. Нужно кардинальное обновление жилого фонда. Такое обновление жилищного фонда возможно только при радикальном снижении цены строительства, что в себя включает и сокращение сроков оформления соответствующей документации, и кредитную политику, по недопущении мошеннических схем, приводящих к появлению обманутых дольщиков.

Журналист из Ярославля Вера Куликова переживает, что обсуждение «газовой» проблемы все равно не приведет к ее решению:

— Магнитогорск, теперь Шахты. Страшно. И тем страшнее, что непредсказуемо. А там, где предсказуемо, — никто заранее даже не почешется. Будем обсуждать переход на электроплиты, замену оконных стеклопакетов. Но не то, что обсуждать надо — бесконтрольность пользователей и полную неспособность и нежелание государственной системы регулировать механизмы безопасности.