31 декабря в 06:00 в Магнитогорске произошел взрыв бытового газа в 10-этажном жилом доме, в нем обрушился подъезд. К этой минуте известно о 16 погибших, судьба нескольких десятков человек остается неизвестной. Спустя более суток после трагедии под завалами обнаружили 11-месячного живого ребенка, сейчас он в тяжелом состоянии. Губернатор Челябинской области Борис Дубровский объявил 2 января днем траура. Как в соцсетях отреагировали на трагедию в Магнитогорске — в обзоре «7х7».

 

«Политика федеральных каналов, скорее всего, не изменится, сегодня они будут нас веселить»

Кинорежиссер Алексей Красовский отменил премьеру комедии «Праздник» о блокадном Ленинграде, которая была запланирована на 31 декабря:

— Так вышло, что мой фильм как раз о людях, не способных замечать сильную боль где-то рядом. Про Магнитогорск легче всего сказать, что он далеко: 1,693 км, 21 час на машине, добавляет гугл. Но это все-таки наша страна, и наши соотечественники — чьи-то соседи, дети, отцы. Через одно рукопожатие вы наверняка выйдете на человека, лично знавшего Любовь Г. 1953 года рождения, которой сегодня не стало. Любовь, Рашид, Сергей и Андреенко — вот та единственная причина, почему я прошу вас чуть-чуть потерпеть. Пока не найдут остальных. Пока боль не утихнет. Вы правы также и в том, что политика федеральных каналов, скорее всего, не изменится, сегодня они будут нас веселить, потом снова вселять ненависть. Я не хочу быть таким каналом. Развлекать вас, отвлекая от настоящей беды, притуплять внимание. Пусть это делают будущие подсудимые, решившие, что им уже нечего терять.

Школьник из Екатеринбурга Никита Кадол призывает не быть равнодушными и задается вопросом, почему траур объявляют только в Челябинской области:

— Почему все именно так? Когда произошла страшнейшая трагедия, телевизионщики, зная об этом, транслируют развлекательные передачи?

Врач скорой помощи из Ярославля Ростислав Шаренкин считает, что активность СМИ и чиновников говорит о серьезности трагедии:

— Судя по интенсивности работы «России-24», отсутствию упоминания о жертвах и чрезмерной ведомственно-чиновничьей реакции, в Магнитогорске действительно большая трагедия, о которой невозможно молчать, однако и говорить всей правды сегодня тоже нельзя.

 

«Этот ужас ничем не передать»

Телеведущая Тина Канделаки вспомнила, как стала свидетельницей взрыва газа в многоэтажном доме:

— В 80-х я жила в Восьмом полку в Тбилиси, где напротив нашего дома взорвался от газа многоэтажный дом. Я была маленькая и думала, что началась ядерная война. Этот ужас ничем не передать. Нашу девятиэтажку от взрыва так качнуло, что в какой-то момент показалось, что и мы сейчас посыпемся. Представляю, что сейчас в Магнитогорске. Соболезную семьям погибших. Разговор про то, что от газа в 21 веке дома не должны взрываться, надеюсь, приведет хоть к чьей-то конкретной ответственности.

Заместитель председателя московского «Яблока» политик Кирилл Гончаров из Москвы считает, что важно установить настоящие причины трагедии:

— Я жил в соседнем доме во время взрыва дома на каширском шоссе в 1999 году. До сих пор в голове «хлопок». Знаю, что это такое. К сожалению, количество погибших в Магнитогорске с каждым часом будет увеличиваться. Но судя по обрушению, это все же не теракт, а взрыв газа. В таких случаях очень просто нагнетать панику, но хотелось бы, чтобы были найдены реальные причины, а не самые «простые».

 

«Вам еще хочется платить за ЖКХ?»

Экономист Никита Кричевский считает, что обрушения из-за физического износа домов будут множиться:

— Причиной трагедии в Магнитогорске (судя по кадрам, сначала хлопок, потом паническая эвакуация и только после — обрушение) стал не столько газ, сколько перепланировка. Видимо, незаконная, со сломом несущих стен. По всей вероятности, вскоре следствие пойдет именно по этому пути. Но одно дело, если стену снес какой-нибудь дебил, и совсем другое, если на это было получено разрешение. А если проверить на предмет переустройства весь многоквартирный жилой фонд?

Журналист Саша Сотник сомневается в качестве жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых гражданам:

— Нет слов. Вам еще хочется платить за ЖКХ? (Мат, один только мат...)

По мнению блогера Рустема Адагамова, подобных трагедий не избежать:

— Все эти газифицированные многоэтажные трущобы — мины замедленного действия. Оборудование старое, изношенное, проверяют его тяп-ляп, поэтому такие взрывы неизбежны.

Экономист Владимир Милов убежден, что газу не место в квартирах:

— Газ в домах должен использоваться только для целей отопления, и работать в котельных должны только сертифицированные специалисты. Вы можете мне сколько угодно рассказывать, насколько удобен газ для пищеприготовления, но это до тех пор, пока какой-нибудь алкаш не забудет конфорку закрыть, или какая-то забывчивая старушка, или кто-то не решит свести счеты с жизнью, или какой-то псих не решит намеренно отомстить соседям (как произошло в Ижевске в 2017 году). И все — нет целого подъезда. Так что — принудительная замена на электроплиты как можно скорее, и демонтаж квартирного газового хозяйства.

Елецкий правозащитник Геннадий Макаров сомневается в официальной версии взрыва из-за газа:

— Где копоть от якобы «газа»?  Магнитогорск? Сравните, как взрывается газ. Газ не рушит железобетонные перекрытия. Это способна сделать только взрывчатка!

 

«Это не героический поступок, это просто нормально»

Депутат Госдумы, политик Евгений Примаков высказал мнение, что Путин повел себя как настоящий лидер:

— Президент, который едет в новогоднюю ночь в Магнитогорск, к обрушившемуся дому, где ищут выживших, — мой Президент. Он не мог поступить иначе. Спасибо, Верховный.

Журналист Анастасия Кашеварова напомнила, что Путин всегда лицом к лицу с людьми, у которых горе:

— Люди погибли, и президент всегда лицом к лицу с людьми, у которых горе. Утонул Курск — он был с семьями погибших, обрушилась казарма — он был с семьями погибших, теракт, «Зимняя Вишня», наводнения, пожары — он всегда на месте!

Журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев размышляет, что поступок Путина был здоровой реакцией президента страны:

— Это не героический поступок, это просто нормально. Мне кажется, когда власть делает что-то правильное, об этом надо говорить. Пусть она тоже это слышит и понимает. Что вот это было правильно. А это — нет. Прилет в Магнитогорск не делает Путина самого по себе лучше или хуже, не оправдывает многочисленных злоупотреблений и бед, связанных с действующим режимом, это вообще ни о чем не говорит, но это просто отдельный правильный поступок. Почему бы об этом не сказать.

 

«Все-таки мы именно что страна, нация»

Журналист Максим Кононенко размышляет, что трагедия сплотила жителей страны:

— Президент развернул самолет по дороге в Сочи и прилетел в Магнитогорск. Там же министр здравоохранения и министр по чрезвычайным ситуациям. У нас с вами Новый год. У пострадавших трагедия. У начальства — работа. Вообще как-то очень трудно подобрать слово, но как-то очень примиряет с действительностью то, что страна в такие моменты концентрируется в любой своей точке. Все-таки мы именно что страна, нация. А не совокупность людей, проживающих на территории.

Кондитер из Магнитогорска Мария Бухарова удивляется черствости жителей Магнитогорска:

— До сих пор слышатся звуки взрывающихся фейерверков. Печально, что жители нашего небольшого города, будучи практически соседями, проигнорировали такую ужасную трагедию. Люди, ну люди, потому что они выглядят как люди, ходят на двух ногах, говорят и мыслят и т. д. и т. п. Но как они могут в соседних кварталах пускать салюты?

Издатель портала «7x7» Леонид Зильберг заметил, что компенсации семьям погибших от взрыва в Магнитогорске и пострадавшим от падения моста в московском парке Горького разнятся:

— Читаю: «Пострадавшим от разрушения моста в парке Горького выплатят по 500 тысяч рублей». Читаю дальше: «Семьям, чьи близкие погибли при обрушении дома в Магнитогорске выплатят по 100 тысяч рублей, остальным жителям разрушенного подъезда по 50 тысяч рублей». Как я люблю Москву! Как все мы, жители России, любим нашу дорогую столицу! Да?