В Москве в Центральном доме журналистов 11 декабря прошла церемония прощания с правозащитником Людмилой Алексеевой. Ее посетил президент Владимир Путин, из-за визита которого перекрыли бульвар и в здание некоторое время не пускали остальных пришедших. Также приехали уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, спикер Государственной думы Вячеслав Володин, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин и заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. В блогах и соцсетях это вызвало неоднозначную реакцию.
 
 

«А над гробом встали мародеры и несут почетный караул»

 
Активист Олег Козловский отметил, что Кириенко не стоял в общей очереди, как прочие пришедшие, что противоречит принципам самой Алексеевой:
 
«А над гробом встали мародеры и несут почетный караул» (А. Галич). На прощание с Людмилой Алексеевой пришел Сергей Кириенко, ждут Путина. Это люди, олицетворяющие все то, с чем боролась Людмила Михайловна всю свою жизнь. Причем, как я понимаю, в очереди среди реальных соратников и сторонников Алексеевой Кириенко не стоял (про Путина и нечего говорить). Они даже здесь «равнее».
 

 

Правозащитник Григорий Мельконьянц опубликовал несколько фоторамок и объяснил:

Проход на прощание с Людмилой Михайловной перекрыли, а уже прошедших вернули за рамки. Чтобы народ и президент не пересеклись. После отъезда президента всех начали пропускать.

 
Блогер из Костромы Андрей Марков снял видео с церемонии.
 

 

Журналист Анастасия Кириленко думает, что Путин попал в ситуацию, где любое его решение было бы воспринято негативно:
 
На самом деле, цугцванг: если бы не приехал, были бы возмущения правозащитников, что на похоронах личности такого масштаба не было т.н. президента. Приехал  встал мародер над гробом. И ведь не поспоришь.
 
 
Журналист Александр Черных заметил, что Алексеева, возможно, стала последней объединяющей фигурой для таких разных людей:
 

— Это без преувеличения историческое событие — кажется, в России больше не осталось другого человека, на прощание с которым могут приехать Владимир Путин и Алексей Навальный, Вячеслав Володин и те, кого назвали «иностранными агентами», Сергей Кириенко и осужденные по «Болотному делу»… да проще перечислить тех, кого там не было.

 

Политический активист Юрий Самодуров сделал вывод, что церемония не была похожа на прощание с оппозиционным деятелем.

— Так, как прошла и была организована в Домжуре церемония прощания с Людмилой Алексеевой, в нашей стране прощаются не с политическими оппозиционерами (вспомним Сахарова, Юшенкова, Новодворскую, Немцова) и не с деятелями культуры (вспомним Окуджаву, Войновича и др.), а с нужными и важными для государства и для власти людьми.

 
 

Список Алексеевой

 
Журналист Зоя Светова призналась, что из-за мер безопасности, принятых во время мероприятия, казалось, что «город оккупирован»:
 
На прощание с Людмилой Михайловной я опаздывала. Когда подошла к Дому журналистов, показалось, что нахожусь в оккупированном городе. ОМОН, Росгвардия. Но Путин уже уехал и можно было спокойно зайти в зал. Зал оказался каким-то маленьким. На сцене огромный гроб и в нем маленькая Людмила Михайловна. Подойти к ней никому не разрешали, только самым близким. Людям предлагали положить цветы около сцены и уходить. Я все-таки зашла на сцену и подошла к гробу. Мне очень хотелось проститься. И невозможно было ничего не сказать. И я сказала то, что почувствовала в тот момент. Когда уходит человек, проживший такую долгую жизнь, мы плачем не о том, что ему будет плохо без нас, а потому, что нам будет плохо без него. Плачем о себе. И понимаем, что мы должны продолжать то, что он делал. Алексеева всегда старалась вытаскивать людей, защищать их от власти. Нужно составить Список Алексеевой и вытаскивать людей из этого списка. Первым номером будет Лев Пономарев. Как-то так. Андрей Бабушкин обещал составить такой список и огласить его Путину. Это пока все, что можно сделать сегодня.
 
Самого правозащитника Льва Пономарева не отпустили из-под ареста на прощание, сообщало издание «Медиазона». «Могли бы и приостановить на сутки исполнение наказания. Критерий „близкости“ между людьми все же шире, чем брачно-семейные отношения», отметил правозащитник из Чувашии Алексей Глухов.
 
 
Правозащитник Андрей Бабушкин действительно составил список и рассказал о нем президенту, а речь опубликовал в своем блоге:
 

Я предлагаю, как об этом сегодня сказала Зоя Светова, составить «Список Алексеевой», включив туда все проблемы, организации и людей, за которых просила Людмила Алексеева. Не секрет, что часто заключение под стражу избирается без учета данных о личности человека. Яркий пример — Александр Шестун, внесший огромный вклад в процветание своего Серпуховского района. Шестун болен редким тяжелым заболеванием, является отцом пятерых детей, трое из которых — несовершеннолетние. К сожалению, таких людей, содержание которых под стражей бессмысленно и даже вредно, — многие тысячи. Это и такие известные люди, как Шестун или бывший сенатор Вячеслав Дерев, почти 70 лет, и безвестный милиционер из Западного Дегунино Геннадий Хряпенков, за несколько дней до ареста спасший ребенка.

 

Коллеги  о роли Людмилы Алексеевой для российской правозащиты