Во втором туре губернаторских выборов в Хабаровском крае и Владимирской области 23 сентября победили кандидаты от ЛДПР Сергей Фургал и Владимир Сипягин. Какие последствия это может иметь для политической монополии «Единой России» — об этом рассуждает карельский политолог Олег Реут.

 

Конец монополии?

Выборы в современной России могут выступать работающим механизмом смены власти. Да, кандидаты от «Единой России» и одновременно действующие главы регионов проиграли. Выборы стали инструментом выражения общественно-политических настроений. Так и должно быть. Этому не надо удивляться. Это необходимо нормализовывать, вводить в режим нормального политического процесса.

Это не первые поражения сторонников «Единой России». Сторонник ЛДПР возглавляет Смоленскую область, а коммунисты находятся в руководстве Иркутской и Орловской областей.

 

Про Приморье

В Приморье после отмены результатов второго тура выборы состоятся заново. Есть ли там преимущество у «Единой России», пока сложно говорить. В ближайшее время действующий глава может уйти в отставку, президент назначит врио, который может оказаться довольно сильным кандидатом. Поскольку в Приморье результаты голосования во втором туре признаны недействительными, то будет совсем новая кампания. Это означает, что выдвинутым кандидатам придется преодолевать так называемый «муниципальный фильтр», то есть заручаться поддержкой своего выдвижения со стороны муниципальных депутатов. Какие-то кандидаты могут его не преодолеть.

Выборы в Приморье очень важны с точки зрения понимания избирателями того, что нарушения были не только со стороны кандидатов, но и избирательных комиссий. Выявлено значительное количество фактов, когда штабы кандидатов занимались скупкой голосов, организовывали так называемые «подвозы», осуществляли административную мобилизацию и контроль над голосованием. Но и члены избирательных комиссий были уличены в «рисовке», в искажении результатов голосования, в фальсификациях при вводе данных в ГАС «Выборы». Результаты выборов отменены. Однако принятое Избирательной комиссией Приморского края решение аннулировало волеизъявление тех граждан, кто голосовал на участках, к которым не было никаких претензий, а их подавляющее число.

 

Про Хакасию

Здесь действующий глава региона отказался от участия во втором туре, и, скорее всего, выиграет кандидат от КПРФ. Но и тут важны детали. Судя по опубликованному в СМИ обращению действующего губернатора Виктора Зимина, он отказался от участия в выборах не по вынуждающим на то обстоятельствам (состояние здоровья), как это было указано в его заявлении в избирком, а по политическим причинам. В связи с этим должна быть применена норма закона, согласно которой расходы на организацию и проведение выборов должны быть взысканы с кандидата, если причиной переноса выборов стало безосновательное заявление кандидата о снятии. Позиции кандидата от КПРФ выглядят достаточно убедительными, он мог победить еще в первом туре.

 

Про оппозицию в России

В строгом смысле ЛДПР и КПРФ не являются оппозиционными партиями. Они не борются за власть, а участвуют в перераспределении своей доли власти в той мере, в какой это позволяет федеральный центр. Во всех рассматриваемых регионах большинство в законодательных собраниях принадлежит «Единой России». Только время покажет, насколько действия новых губернаторов могут быть эффективными.

Что делать демократической оппозиции? Осознать, что публичная политика возвращается. Что губернаторские выборы можно выигрывать. Что для регистрации партийного кандидата ему необходимо преодолевать «муниципальный фильтр», а для этого региональному отделению партии необходимо участвовать и побеждать на выборах муниципального уровня. Четыре вторых тура губернаторских выборов свидетельствуют не столько об увеличении уровня реальной конкуренции в региональном политическом пространстве, сколько о запросе общества на смену модели отношений с действующей властью. Они показывают потребность граждан в возвращении реальной публичной политики и выборов как института разрешения общественно-политических конфликтов и наделения популярных политиков властью.