На судебном процессе по уголовному делу бывшего мэра Йошкар-Олы Павла Плотникова, которого обвиняют в незаконном предпринимательстве и получении взятки, 6 июля завершились прения. Сторона защиты назвала доводы прокуроров надуманными, сам Плотников рассказал о политической составляющей рассмотренного уголовного дела. Подробности — в репортаже корреспондента «7x7».

 

Позиция гособвинения

Представители гособвинения подготовили для прений более 100 страниц документов, в которых изложили свою трактовку слов выступавших на суде свидетелей. Прокуроры начали зачитывать текст 5 июля после обеда, но примерно в 19 часов судья перенес заседание на следующий день. Выступление представителей гособвинения заняло и всю первую половину дня 6 июля.

По словам прокурора Николая Гудкова, «как правило, коррупционные преступления, к которым относится уголовное дело бывшего мэра Йошкар-Олы, не так интересны для слушателей, в своей обыденности они банальны и скучны, не вызывают интереса для общества». Но уголовное дело Плотникова стало предметом споров в обществе и в средствах массовой информации. Он уточнил:

— Появились соответствующие статьи, искажающие до неузнаваемости доказательства и выводы следствия. Нет хуже для правосудия, когда судебному мнению предшествует мнение общественное, которым, как правило, искусственно манипулируют, оно сводится к мнению отдельных лиц, не знающих подробностей.

Позиция обвинения, которую представили прокуроры Гудков и Ганеева, за время процесса практически не изменилась. По их мнению, в начале 2005 года Плотников, который тогда был заместителем комитета по управлению муниципальным имуществом, возглавлял отдел учета и разграничения земельных ресурсов, захотел «негласно» управлять ООО «Региональная управляющая компания» (РУК) с участием доверенного лица Туруева (предприниматель Александр Туруев дал показания против Павла Плотникова, когда находился под следствием по обвинению в организации покушения на него; сейчас он отбывает наказание в колонии общего режима, суд приговорил его к девяти годам лишения свободы). По словам обвинителей, экс-чиновник предоставил этой компании льготы, преимущество, осуществлял общее покровительство. По версии прокуроров, Плотников организовал деятельность коммерческого предприятия для сдачи в аренду помещений. Он мог влиять на руководителя и учредителя компании «РУК» Владимира Журавлёва, который потом передал ее новым владельцам. Плотников же «предложил Туруеву стать гендиректором для управления предприятием и извлечения прибыли себе лично и Плотникову». Туруев стал собственником компании, вторым соучредителем «Плотников подобрал доверенное лицо — Соловьёва, не имеющего намерения фактически участвовать в управлении предприятием и каких-либо имущественных претензий по результатам предпринимательской деятельности».

После этого, считают прокуроры, Плотников фактически руководил фирмой. К таким действиям сотрудники прокуратуры отнесли реконструкцию арендуемого компанией торгового центра с нарушениями правил застройки и слишком низкий коэффициент при определении платы в городскую казну за аренду здания.

Прибыль, которую «Региональная управляющая компания получала», распределялась между учредителями. По мнению гособвинения, получателем доли Соловьёва был Плотников.

В конце 2011 года у Плотникова, занимавшего должность первого заместителя мэра Йошкар-Олы, «из корыстных побуждений возник умысел на осуществление предпринимательской деятельности путем негласного учреждения ООО „Столица-Строй“ и участия в ее управлении через доверенных лиц, с предоставлением льгот, преимуществ и общего покровительства с использованием должностных полномочий», считают представители прокуратуры.

По их словам, так же, как и в случае с «РУК», деятельностью «Столицы-Строй» управлял Павел Плотников. Он давал указания по участию в аукционах по определению арендаторов земельных участков под строительство, принимал меры для того, чтобы на торгах не было реальной конкуренции, интересовался ходом строительства и определял цену продажи квартир. Представители гособвинения несколько раз сказали, что «Плотников не принимал мер для принудительного взыскания арендной платы с предприятия», что он обещал Туруеву (как очевидно, говорил на закрытом судебном заседании сам Александр Туруев) не взимать с него арендную плату и даже призывал не платить ее.

Обвинители снова рассказали об эпизодах со взятками. На земельном участке на ул. Красноармейской Плотников потребовал от Туруева за содействие в оформлении разрешения на строительство передать ему два гаража и оформить их на мать своей супруги Надежду Пашкову (она была и соучредителем «Столицы-Строй»). Плотников предложил Туруеву передать еще одну взятку в виде гаража, когда узнал, что предприниматель собирается строить их на улице Волкова. Право собственности на этот гараж Туруев должен был тоже оформить на Пашкову.

Представители гособвинения считают, что показания супруги обвиняемого Оксаны Плотниковой не соответствуют действительности. Они сказали, что сомневаются в их достоверности. К тому же «Плотникова долгое время уклонялась от органов следствия».

На последнем заседании выяснилось, что Павел Плотников предлагал провести собственный допрос с использованием «детектора лжи», но следствие отказало ему в этом. Экс-мэр сказал, что предлагал проверить на полиграфе показания главного свидетеля Александра Туруева. Представители гособвинения отметили, что бывший заместитель мэра (при Плотникове), руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом Ольга Лобко отказалась от предложения следствия пройти проверку полиграфом.

Какое наказание для Плотникова просит гособвинение

Представитель прокуратуры Марий Эл Ольга Ганеева попросила суд признать Павла Плотникова виновным и лишить его свободы по эпизодам получения взяток на 13 лет. По статьям обвинения в незаконном предпринимательстве истек срок давности. Она считает, что наказание следует отбывать в колонии строгого режима.

Прокурор попросила оштрафовать Плотникова на 34 млн руб., запретить ему занимать в течение 10 лет должности на государственной и муниципальной службе, лишить его классного чина муниципальной службы «Действительный муниципальный советник 1-го класса», почетного звания «Заслуженный юрист Республики Марий Эл». Гараж на ул. Волкова, 206а (зарегистрирован на Надежду Пашкову) необходимо конфисковать и передать в собственность государства, считает Ганеева. Прокурор требует взыскать с Павла Плотникова за гаражи на ул. Красноармейской 987 тыс. руб. Кроме того, нужно сохранить арест на автомобиль Toyota Landcruiser и принадлежащую Надежде Пашковой квартиру в доме на ул. Волкова.

Что сказал Павел Плотников

— Я очень рад, что мы дошли до судебных прений, — начал свое выступление Павел Плотников. — Мое уголовное преследование активно ведется уже 32 месяца. Мне очень понравилось это сочинение государственного обвинения. Но я, наверное, соглашусь лишь с тем, что дело Плотникова — это резонансное дело. Никогда руководителя города не обвиняли в таких преступлениях. Это вопросы, связанные с коррупцией, с незаконным предпринимательством, с получением взяток в виде трех гаражей. Это резонансное дело. Но я думаю, что оно будет резонансным не потому, что это дело коррупционера Плотникова. Это беспрецедентное уголовное дело, которое носит явный заказной характер.

Бывший мэр напомнил о нескольких других уголовных делах, которые в течение нескольких лет возбуждали против него. Все они были закрыты. Павел Плотников назвал заказчиком всех уголовных дел против себя бывшего руководителя администрации главы Марий Эл, экс-первого заместителя председателя правительства республики Дмитрия Турчина:

— Он, наверное, сейчас потирает руки и думает, что к концу все подходит, Плотникова попросили посадить на 13 лет, и он, наверное, пожалеет, что его просто в свое время не убили. Нет, такого не будет. Я считаю, что доказал и буду доказывать дальше свою невиновность по этим уголовным делам.

По мнению экс-чиновника, Дмитрий Турчин преследует единственную цель — отстаивание собственных бизнес-интересов. В «империю» Турчина входили «Марийский бетон», «Региональная управляющая компания», «Столица-Строй», фирмы «Строитель», «Белый медведь» и целый ряд других компаний, сказал обвиняемый. Все эти организации вели предпринимательскую деятельность вне закона, считает Плотников. Они действовали с нарушениями, не платили налоги, арендную плату, разрушали муниципальные дороги.

— Весь конфликт возник, когда я отказался обслуживать интересы фирм, принадлежавших фактически Турчину, — заявил Павел Плотников. — Не стал разменивать интересы города. Эта история не закончена. Туруев «заказал» меня, угрожал убить меня и моих близких. Есть продолжение этой истории, которую мы наблюдаем. Меня всегда возмущало, почему силовые структуры республики в этом задействованы. Дело в том, что Дмитрий Иосифович Турчин в должности министра государственного имущества Марий Эл в 2007 году проводил массовую приватизацию государственного имущества республики. В обход закона о приватизации. Схемы были самые простые: передавали в хозяйственное ведение помещения, в этот же день оценивали и продавали заинтересованным лицам. Суммы были в десятки, а то и в сотни раз занижены. Приведу один пример, который многие знают. О продаже нежилого здания на улице Советской на пересечении с улицей Пушкина. Это здание принадлежало казне республики, в нем располагался Минздрав Марий Эл, а после него музей. Оно было оценено и продано за 87 тысяч рублей. Его площадь — 700 квадратных метров. Продали как стройматериал, то есть 100 рублей за квадратный метр. Прямая сделка, без аукциона. Покупатель — известная фирма, «Телекомпания 12 регион». Рыночная стоимость здания на тот момент была 35 миллионов рублей. Стоимость земельного участка — 25 миллионов. Ущерб казне республики от этой сделки составил 60 миллионов рублей. Почему я это знаю? Первоначально планировалось, что это здание оценит моя супруга, но она отказалась это делать. И таких сделок были сотни. Ущерб был на миллиард рублей. Данные об этих сделках есть и в прокуратуре республики, и в следственном комитете. Они специально не возбуждают уголовные дела по этим фактам. Почему? Ответ очевиден. Потому, что высокопоставленные сотрудники прокуратуры Марий Эл, такие как Ворончихин, Кондратьев (Первый заместитель и заместитель прокурора Марий Эл), их родственники, до этого прокурором Марий Эл был Рюмшин — они были аффилированы в этих сделках. Они покрывали их. И до сих пор не ведут расследование по этим преступным фактам. Я очень надеюсь, что в связи со сменой прокурора республики, руководителя следственного комитета по Марий Эл, все-таки будет дана правовая оценка этим деяниям.

Подсудимый рассказал о том, что власти республики с 2002 года не меняли оценку кадастровой стоимости земель и объектов, находящихся в республиканской собственности. Стоимость аренды земельных участков и объектов была существенно ниже, чем в городе, где объекты оценивались по рыночной стоимости. И снова Плотников привел в качестве примера бывшего руководителя администрации главы Марий Эл:

 — Почему? Потому, что у всех был свой бизнес. Вон, Турчин, 25 тысяч за два гектара земли на озере Карась заплатил. Нормально все. Никаких нарушений, это «честнейший» человек!

Павел Плотников сказал, что в региональных средствах массовой информации перед отставкой против него была развязана «грязная кампания, заказчиками которой были Турчин и Туруев». Он напомнил, что изложил позицию по поводу своего преследования в письмах президенту России.

— Когда начинался процесс, сколько было представителей прессы? — Задал вопрос обвиняемый. — Я, что ли, приглашал? Пять человек было. Сейчас сколько? Почти никого. Почему? Потому, что запретили: не надо писать про Плотникова-коррупционера. Он должен сидеть. А я не буду сидеть в любом случае. Я буду защищать себя и свою семью всеми правовыми способами. 

Плотников несколько раз повторил, что отстаивал интересы города. При этом он не считает себя идеальным человеком. Он отверг обвинение в том, что злоупотреблял своим положением, продвигаясь по служебной лестнице.

Бывший мэр Йошкар-Олы считает, что показания свидетелей не подтвердили версию обвинения. Правда, еще двое из них подтвердили версию Александра Туруева. Эти показания дали племянник предпринимателя Николай Мурсатов («заинтересованное лицо и участник всех туруевских махинаций — дает показания и каждый раз их меняет») и Надежда Цуркан, юрист, работающий в компаниях Туруева («до сих пор поддерживает близкие отношения с семьей Туруева»).

О бизнесе своей тещи Надежды Пашковой Павел Плотников сказал, что она вела его самостоятельно и никаких преференций от города не получала. В ее собственности находятся бывший пионерский лагерь и база Шелангуш в Звениговском районе.

Обвиняемый рассказал о том, что его жена «девять месяцев ездила по чужим городам с детьми — от бандитов, продажных силовиков». По его словам, она и сейчас, когда он дает показания, увезла детей «подальше, на всякий случай». 

— А теща молодец, — похвалил Плотников. — Нечего сюда ехать. Я честно не знаю, где она. Потому, что сначала посадят, будут держать три года, а ей шестьдесят семь лет. Чтобы она умерла здесь? А потом будут придумывать уголовные дела.

В конце своего выступления Павел Плотников заявил, что ему было всегда обидно, что его держат за «какого-то коррупционера»:

— Я рад, что все подходит к какому-то логическому концу, — сказал он. — Буду предпринимать все зависящие от меня действия, чтобы не очернить должность мэра Йошкар-Олы. То доверие, которое мне высказали депутаты и жители города, я оправдаю. Если кто-то считает, что я картеру закончил — это начало большого пути.  Это испытание, которое надо пройти, чтобы идти дальше.

Плотников обратился к судье — он выразил надежду, что Фёдор Артюшов будет беспристрастен и вынесет решение на основании закона.

— Верю вас, в закон. Буду с уважением относиться к любому принятому вами решению. От себя лично прошу законное, справедливое решение и оправдать меня, — попросил обвиняемый экс-мэр.

Судья закрыл заседание и объявил перерыв до 6 сентября, когда будет объявлено решение по делу.


Суд по делу Павла Плотникова начался 13 сентября прошлого года. Экс-мэр Йошкар-Олы обвиняется в незаконном предпринимательстве и получении трех гаражей в виде взятки. После завершения судебного следствия гособвинение исключило из своего окончательного заключения эпизоды, касающиеся причастности Плотникова к незаконному предпринимательству — по ним в декабре прошлого года истек срок давности. Представители прокуратуры запросили максимальное возможное наказание для Плотникова по эпизодам, касающимся взятки. Они попросили суд лишить обвиняемого свободы на 13 лет, направить его в колонию строгого режима и оштрафовать на 34 млн руб.