Цели, принципы и формы гражданского контроля — основные темы правозащитного семинара-тренинга, прошедшего 7 мая в Костроме. Его организаторами стали Московская Хельсинкская группа, Объединенная группа общественного наблюдения (ОГОН), Международное молодежное правозащитное движение и Костромская группа Комитета гражданских инициатив, а ведущими — координатор общественных кампаний Московской Хельсинкской группы, участник ОГОН Николай Кретов и сотрудница Сахаровского центра, участница Международного молодежного правозащитного движения и ОГОН Александра Пинтелина. О чем они рассказали собравшимся костромским активистам, общественникам и представителям правозащитных НКО — в обзоре «7х7».

 

Все про ОГОН

Ведущие тренинга подробно рассказали о деятельности Объединенной группы общественного наблюдения.

К основным они отнесли три направления работы ОГОН — полиция, митинги и суды. Менее освоенные наблюдателями сферы — военкоматы и учреждения здравоохранения.

Наблюдение за полицией включает проверку полицейских (например, на наличие у сотрудника полиции нагрудного знака), отделов полиции (доступность, доброжелательность, полнота информации на стендах, условия для полицейских и посетителей) и составление карты отделений полиции города, на которой отражена зона ответственности отделения, его рейтинг и отзывы.

— Когда полицейского самого просят предъявить документы, у него происходит сбой в матрице, — сообщила Александра Пинтелина.

Говоря о наблюдении на митингах, она подчеркнула важность соблюдать нейтралитет.

— Ты можешь не соглашаться с требованиями митингующих или с тем, как действует полиция, но при этом ты должен оставаться наблюдателем, — поддержал ее Николай Кретов.

Проверка судов проводится по двум направлениям — открытость и доступность, а также мониторинг резонансных, значимых процессов.

К формам участия в гражданском контроле относятся присутствие (наблюдение за ситуацией), мониторинг (отслеживание процессов), медиация (урегулирование споров) и гражданские действия (попытка изменения ситуации).

Участники ОГОН руководствуются шестью принципами: отказ от насилия, недискрминация, политическая нейтральность, правовая принципиальность, готовность быть непонятыми всеми сторонами и признание полевой структуры ОГОН. Как подчеркнул Николай Кретов, все эти принципы обязательны, только когда участники ОГОН находятся на мероприятиях, в остальное время они освобождены от таких обязательств.

Существует три уровня участия гражданина в деятельности ОГОН. По возрастающей: сторонник (симпатизирует движению), волонтер (принимает участие в отдельных акциях ОГОН), участник (является наблюдателем на постоянной основе, организует акции, занимается развитием движения).

 

Правозащитник Александра Пинтелина

 

Игра в слова

В начале встречи ведущие предложили участникам назвать свои ассоциации со словом «полиция». Были названы: сила, власть, коррупция, страх, помощь, беззаконие, беспредел, бессилие, правоохранение, переименование, следствие ведут знатоки. Когда список названных слов был сформирован, стало очевидно, что большинство имеют негативный оттенок.

На вопрос, у кого имеется отрицательный опыт общения с полицейскими, подняли руки девять участников тренинга, о наличии положительного опыта сообщили только два человека. Активистка Наталья Цветкова рассказала о визите к ней двух полицейских, которые вели себя очень бесцеремонно.

— Полиция должна быть сервисной структурой, предоставляющей гражданам услугу по обеспечению безопасности, но вместо этого она сегодня воспринимается как репрессивный орган, — подытожила Александра Пинтелина.

 

Рецепты для хорошей полиции

На вопрос, что необходимо сделать, чтобы российская полиция стала лучше, аудитория предложила такие варианты: знать свои права, вести себя спокойней, сдержанней, быть настойчивее в отстаивании своей позиции, добиться реального разделения властей, обеспечить контроль над управлением собственной безопасности полиции, усилить юридическую поддержку граждан, сделать работу полиции гласной.

Последнее предложение, по словам Александры Пинтелиной, полностью перекликается с одной из целей гражданского контроля — сделать власть более открытой, доступной и подотчетной. В качестве образцов для подражания она назвала отделения полиции в Грузии и Екатеринбурге.

Другие цели гражданского контроля — снижение агрессии между обществом и властью, а также реакция на массовые нарушения прав человека.

Николай Кретов привел пример, когда наблюдатели, пришедшие в отделение полиции, помогли самим полицейским улучшить условия работы (в помещении, где располагалось отделение, было холодно зимой и душно летом, после сообщения наблюдателей руководство полиции предприняло необходимые шаги для исправления ситуации).