В Общественной палате Коми 27 апреля состоялся круглый стол, на котором был представлен республиканский законопроект об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) в республике. Государственный совет принял его в первом чтении в марте 2018 года и отправил на доработку. Экологи и общественники обсудили изменения и признали необходимость принятия законопроекта в окончательном чтении. На круглом столе присутствовал корреспондент «7x7».

 

 

В начале встречи выступил директор Центра по особо охраняемым природным территориям Александр Ермаков. Он рассказал, что в России действует федеральный закон об особо охраняемых природных территориях.

— Как нам кажется, этого недостаточно, поэтому в регионах создаются специальные законы об ООПТ. Мы считаем, что такой закон требуется и для Республики Коми, — сказал он.

По его словам, региональный закон начали разрабатывать в 2016 году, после чего проект нормативного акта несколько раз рассматривали на общественном совете при Минпроме (в 2017 году министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды не имело самостоятельно, а было частью промышленного министерства). В марте 2018 года Госсовет принял закон в первом чтении.

 

Александр Ермаков

 

Основная цель законопроекта об ООПТ — урегулировать отношения, связанные с организацией, охраной и использованием природных территорий. Предполагается, что он также поможет обеспечить здоровую среду для жителей республики и сохранить видовое разнообразие мест обитания занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

Законопроект вводит и ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах ООПТ республиканского значения, предусматривая пропускную систему посещения, в том числе на платной основе. По мнению разработчиков документа, это необходимо для предотвращения отрицательного воздействия на природные комплексы. Ограничения будут вводиться в периоды миграции, размножения и даже отдыха находящихся под угрозой исчезновения и ценных представителей животного мира, а также водных биологических ресурсов (например, чтобы сохранить видовое разнообразие семги, планируется на четыре года запретить рыбалку на реке Выми, на реке Мезени — в период нереста). Особый режим охраны будет вводиться и при угрозе нарушения экологического баланса и превышения предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду.

Член Общественной палаты Сергей Чечёткин поддержал принятие республиканского закона, так как федерального регулирования ООПТ недостаточно и оно не учитывает региональную специфику.

 

Сергей Чечёткин

 

Представитель фонда «Серебряная тайга» Валентина Семяшкина поинтересовалась, будут ли республиканские ООПТ, в частности лесные, создаваться на землях муниципальных образований, как и местные охраняемые территории. Директор Центра ООПТ Александр Ермаков ответил, что федеральный закон позволяет создавать охраняемые объекты без изъятия земель.

— Нам удобнее, чтобы республиканские лесные ООПТ оставались в лесном фонде. Таким образом, они попадают в категорию «защитные леса ООПТ». Это самая высокая степень защиты, указана в лесном кодексе, — сказал он.

 

Валентина Семяшкина

 

По мнению члена Общественной палаты Юрия Беляцкого, самый главный недостаток законопроекта в том, что в нем не прописано, кто и как будет контролировать деятельность в охраняемых территориях.

— Особо охраняемые... На самом деле никакой особости у нас нет, потому что нет контроля деятельности. К закону необходимо очень серьезное дополнение. Иначе эта особость будет только законодательной, — заявил он.

 

Юрий Беляцкий (справа)

 

В целом общественники и экологи согласились, что закон необходим. Однако они указали, что надо учитывать такие моменты, как регулирование массового посещения ООПТ людьми, контроль границ, хозяйственная деятельность без ущерба окружающей среде.

— Закон можно совершенствовать до безумства: шлифовать, дорабатывать. Его надо принять, — подытожил разговор общественник Сергей Чечёткин.


В утвержденной в октябре 2017 года концепции развития особо охраняемых природных территорий до 2030 года говорится, что в республике есть две ООПТ федерального значения (Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк «Югыд ва») и 236 ООПТ регионального значения: 162 природных заказника, 73 памятника природы и один охраняемый природный ландшафт. Общая территория ООПТ превышает 5,4 млн гектаров, это 13% площади республики. В ближайшее десятилетие в Коми хотят пересмотреть статус многих охранных территорий, лишив их особого положения, а также утвердить новые ООПТ. В итоге к 2013 году заказники, заповедники, национальные и зоологические парки и природные памятники будут занимать площадь в 6,4 млн гектаров, то есть 15,4% территории республики.

На коллегии в январе этого года прокурор Коми Сергей Бажутов заявил, что власти республики на протяжении десятилетий не принимали мер по приведению в соответствие с законодательством правового режима ООПТ. По его данным, из 236 ООПТ 90 не имели утвержденных положений, а положения о 109 не соответствовали законодательству. У 73 памятников природы отсутствовали паспорта.

По закону в границах государственных природных заказников и памятников природы находятся защитные леса. Но в Коми лесные участки 156 ООПТ защитными лесами так и не признаны, а отнесены к эксплуатационным. В границах 70 территорий 533 лесных квартала, которые, по сути, являются защитными лесами, предоставлены юридическим лицам и выделены местному населению для заготовки древесины. По словам прокурора, в данной ситуации надо либо снимать особый статус у территории, либо исключать участки из хозяйственного использования.


Реклама. Интернет-магазин рыболовных снаряжений представляет Вашему вниманию огромный ассортимент искусственных приманок для спиннинга, в том числе оригинальные японские воблеры Saurus*. Доставка по всей России.

ИП Безоков Андрей Викторови, ОГРНИП 316774600522521

*Saurus - Саурус (торговая марка)