Таганский суд Москвы 13 апреля решил заблокировать Telegram на территории России из-за того, что создатель мессенджера Павел Дуров отказался предоставить Федеральной службе безопасности (ФСБ) ключи шифрования, позволяющие читать переписку пользователей. Корреспондент «7x7» собрал реакции блогеров на это решение.

 

Семь выводов Павла Чикова

Юрист основателя Telegram Павла Дурова, который представлял его интересы в суде, правозащитник «Агоры» Павел Чиков сделал несколько выводов после этого решения:

       «1. Доказал, что контора не читает мессенджеры, особенно использующие сплошное шифрование.

  1. Указал на Telegram как наиболее безопасный мессенджер.
  1. Подтолкнул сотни тысяч рядовых российских пользователей к изучению прокси и VPN. Суд обеспечил технологический прорыв, вытащив средства обхода из маргинальной среды гиков в мейнстрим. 
  1. Увеличил число хейтеров нынешней власти на несколько миллионов человек.
  1. Продемонстрировал снова и снова, что судебная система истово обслуживает интересы власти, более не заботясь даже об  элементарных внешних приличиях. Суд открыто противопоставил себя общественным интересам.
  1. Отнес Россию к странам, где торжествует человеконенавистничество, рубят головы и воюют с прогрессом и свободой.
  1. Показал всем глобальным интернет-сервисам качество российского правосудия и нацеленность политического режима. Ни на какие договоренности и уступки при таких раскладах идти невозможно».

 

«Telegram — Хельмова падь»

Журналист «Эха Москвы» Александр Плющев в своем канале написал, что не намерен никуда уходить из мессенджера:

«Начинается же самое настоящее подполье и самиздат, и те, кто здесь останутся и будут читать — и есть наша самая стойкая, самая умная и продвинутая, самая смелая и качественная аудитория. Не ищите никаких альтернатив этого канала в других соцсетях, их не будет. Сюда я пишу и буду писать специально, ручками, для вас. Это всякая околокремлевская мутная анонимная и подментованная шушера пусть валит в тамтарарамы, а лучше в тартарары, а нам с вами и здесь отлично. Телеграм — наша Хельмова Падь, отсель грозить мы будем орку».


 

«Маргарита, ты что, поддерживаешь террористов?»

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов в своем канале обратился к возглавляющей государственное издание Russia Today Маргарите Симоньян, которая после решения суда продолжила писать в свой канал:

«Не понимаю одного, а какого *** Маргарита Симоньян продолжает писать в телеграм-канал? Она что, поддерживает террористов? Маргарита, **** ты тут делаешь?».

 

Как будет общаться с журналистами пресс-секретарь президента

Автор канала «Гей на передержке» журналист Антон Красовский обратился к пресс-секретарю Владимира Путина:

«У меня только один вопрос: Дмитрий Сергеевич Песков по-прежнему будет конференции с пулом в телеграмме проводить или уже поручит новому пресс-секретарю перейти на аську?».

 

«Уже и министр понимает, что законы нужно игнорировать»

Бывший комиссар движения «Наши» Кристина Потупчик раскритиковала заявление чиновника Минсвязи о блокировке мессенджера:

«Блокировка Telegram не навредит пользователям: они воспользуются другими ресурсами или обойдут блокировку, — заявил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Приятно, что уже и министр понимает, что для того, чтобы российские законы и судебные решения не мешали гражданам, их существование стоит просто игнорировать».

 

«Россия стала Ираном»

Журналист Павел Пряников в канале «Красный сион» указывает о последствиях блокировки для всей страны:

«Россия стала Ираном. [В Иране заблокировали мессенджер в 2017 году.] Даже просто разговоры о запрете Telegram в России уже многое говорят об имидже России. А потом они удивляются, что Россию на Западе считают архаичным государством, чьим идеалом является возвращение в жизнь в XIX веке».

 

«Эпоха свободного интернета закончилась»

Автор канала «Равнодушная эмиграция» Руслан Молдованов сравнил блокировку Telegram с подобными решениями в других странах:

«Надеюсь, что большинство моих подписчиков уже установили средства обхода блокировок. Запрет Telegram в России — это не очередная причуда постсоветского государства. Эпоха свободного интернета, которую пользователи помнили до середины нулевых, закончилась во всем мире. Сегодня не только Китай или Иран пытаются контролировать социальные сети.

Германия с прошлого года заставила соцсети удалять неугодные публикации в течение 24 часов. Великобритания арестовывает десяток человек в день за посты в фейсбуке. За последние два дня Марк Цукерберг ответил на 600 — часто очень глупых — вопросов американского Конгресса, сидя на стуле со специальной подушкой. Он извинялся и каялся перед стариками на трибунах за то, что не был достаточно ответственным.

Я рад, что не увижу Павла Дурова в Таганском суде, где он будет объяснять, почему в телеграме нельзя отправить бумажные телеграммы. Но не питаю никаких надежд — стран без Таганских судов не бывает, поэтому умение обходить блокировки полезно везде, куда бы вы ни уехали».


В марте 2018 года редакция «7x7»​ завела четыре региональных Telegram-канала для Марий Эл, Карелии, Коми и Кировской области.