На судебном процессе по делу предполагаемого преступного сообщества, которое возглавляли бывшие руководители Республики Коми, один из обвиняемых, предприниматель Алексей Соколов, рассказал о доходах и расходах неформальной казны. На заседании 14 марта он расшифровал записи из таблицы учета, которую вел в электронном виде. Кроме регулярных поступлений от компаний, работающих в Коми, там были и другие пункты, например, расходы на контрагентов.

 

Силовики: Николай Басманов и Вагиз Саттаров

В качестве контрагентов были указаны бывший руководитель следственного управления Следственного комитета по Коми Николай Басманов и зампрокурора Коми Вагиз Саттаров.

Басманов работал в должности заместителя прокурора Коми, а затем первого заместителя прокурора республики. В 2007 году назначен руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Коми. В 2008 году сын Басманова Денис Басманов в возрасте 30 лет стал судьей Конституционного суда Коми. Приказ об освобождении им должности в ноябре 2015 года подписал президент. Сам Басманов говорил ТАСС, что его отставка не связана с арестом руководства республики.

Саттаров с 2007 по 2009 год занимал должность заместителя прокурора Коми, начальника следственного управления, а с 2009 по 2013 год — должность первого заместителя прокурора республики. С 2008 по 2011 год прокурором республики работал Владимир Поневежский которого также назвали получателем содержания от предполагаемого преступного сообщества наряду с экс-министром МВД Коми Владимиром Еремченко и начальником УФСБ по Коми Александром Антоновым. В 2011 году Поневежский избрался в Госдуму от Коми. В январе 2014 года приказом Генеральной прокуратуры Саттарова из Коми перевели на должность заместителя прокурора Нижегородской области, где он курировал уголовно-судебное управление. В июле 2016 года он написал заявление об увольнении по собственному желанию. Источники «7x7» связывали это решение с расследованием по делу Гайзера.

 

Общественники: Алексей Колегов и Леонид Зильберг

Также в таблице Соколова значился лидер запрещенной судом националистической организации «Рубеж Севера» Алексей Колегов, которому, по предположению Соколова, деньги передавал еще один обвиняемый, экс-начальник управления информации администрации Павел Марущак [«7x7» писал о предполагаемой связи националистов и чиновников]. Колегов в разговоре с корреспондентом «7x7» рассказал, что не знаком с Соколовым и не получал от кого-либо из фигурантов дела Гайзера деньги:

— Соколов — фамилия распространенная, тем более, если вы связываете его с Ромадановым, я даже предполагать не могу, кто это такой. Неизвестен абсолютно. Интересно посмотреть, что за таблица такая. Ладно денег не получил, хотя бы таблицу посмотреть.

В таблице была графа с названием «Кр Знамя», в которой отражались расходы на содержание адвоката и номинального владельца части акций газеты «Красное Знамя» Аллы Перваковой. Эти акции впоследствии были переданы Алексею Колегову.

Соколов в показаниях сообщил, что с Колеговым лично не знаком, но читал о нем в СМИ, Марущака он тоже лично не знал. Соколов рассказал, что в начале 2006 года [бывший вице-премьера Коми Константин] Ромаданов поручил ему найти человека, на которого номинально можно было оформить акции. Соколов предложил стать таким владельцем Алле Перваковой, с которой был знаком с 1996 года: она была супругой его коллеги по работе. Всеми сделками занималась юрист Наталья Моторина, также обвиняемая по делу Гайзера.

Также Соколов расшифровал следователям при осмотре таблицы и другие фамилии, которые были в ней записаны: Леонид Зильберг, некий Радригес, Владимир Поневежский, Ильяс Ермолаев, Роман Зенищев. Также в таблице были указаны наименования «СССР» и «чики город Сыктывкар». Обвиняемый при этом пояснял, что данные в таблицу заносились со слов Ромаданова, который также находится под следствием. Какие именно отношения с этими людьми фиксировались, он не знал.

Председатель Еврейской национально-культурной автономии в Коми, издатель интернет-журнала «7x7» Леонид Зильберг пояснил корреспонденту, что его фамилия могла появиться в таблице в связи с просьбой экс-замглавы Коми Алексея Чернова (он также является обвиняемым по делу):

— У меня было одно дело с Черновым. Умер один из членов еврейской общины, и Чернов попросил меня последить за судьбой вдовы, пару раз передавал деньги на эти нужды. С Ромадановым я никаких дел не имел, как у них все было устроено — я не знаю.

 

«Развалюшка» и «Дюны Золотые»

В таблице, как следует из показаний, был и пункт с названием «развалюшка» — проект по приобретению земли на перекрестке улиц Куратова и Ленина в Сыктывкаре, где в настоящее время расположен Дом дружбы народов. Сейчас в Сыктывкарском городском суде рассматривается уголовное дело о хищениях при его строительстве.

Кроме того, в таблице был отмечен проект модернизации с названием «Дюны Золотые». Одноименный курортный комплекс и отель, принадлежащий родственникам Ромаданова, находится в Анапе на побережье Черного моря.


Допрос Алексея Соколова состоялся 14 марта. Соколов был доверенным лицом бывшего вице-премьера Коми Константина Ромаданова. Оба они признали свою вину. Соколов рассказал, что непосредственно занимался финансовыми операциями по доходам и расходам неформальной казны. Он также отказался отвечать на несколько десятков вопросов адвокатов, но развернуто отвечал на каждый вопрос своего защитника и гособвинения. Подробности можно прочитать в Telegram-канале «Дело Гайзера онлайн».