Глава Удмуртии Александр Бречалов 12 марта выступил перед студентами города Глазова и сказал, что проведение заседаний правительства республики на английском языке переносится на 2019 год, сообщил сайт Udmurt.media. Корреспондент «7x7» спросил двоих депутатов и политолога, что они об этом думают.   


 «Нужно сперва каким-то другим вещам научиться»

Александр Бречалов сказал: «Правительству, которое уже было сформировано, была задача такая — с 1 января [2018 года] мы часть совещаний будем проводить на английском. Собственно, я понял, что it’s not possible (англ. — это невозможно). И мы перенесли это на год. Потому что нужно сперва каким-то другим вещам научиться»

Это не первый призыв Бречалова к подчиненным заняться самообразованием: в августе 2017 года года, работая временно исполняющим обязанности главы республики, он говорил о необходимости развития туризма в Удмуртии и давал «задание» главам городов и районов Удмуртии овладеть английским языком. 



«Я сам занимаюсь английским языком»

Депутат Государственного Совета Удмуртской республики шестого созыва от партии «Единая Россия» Сергей Буторин в разговоре с корреспондентом «7x7» инициативу Бречалова поддержал:

— Мы привыкли жить в замкнутом, закрытом пространстве. Еще со времен Устинова Ижевск — закрытый город, столица оружейников. Ни Волков, ни Соловьев (предыдущие руководители региона) не шли дальше этого. Я занимаюсь общественной работой 10 лет. Поэтому убежден, что необходимо развивать территорию в сторону международной интеграции, открывать ворота. Надо заявить миру, что Удмуртия — уникальный край, со своими памятниками культуры, заводами, музеями. Степень открытости территории должна быть на международном уровне. Соответственно, знание языка международного общения приветствуется. Я эту инициативу всемерно поддерживаю. Это, конечно, не значит, что те руководители, кто еще языка не знает, они глупее или не соответствуют. Я этого не говорю. Но важен сам принцип — признать, что его нужно учить, что движение вперед, к открытости, напрямую связано с английским языком.

Сергей Буторин добавил, что сам он изучает английский язык, и в 2015 году с группой общественников участвовал в работе международного форума в Давосе, где презентация Ижевска и Удмуртии заинтересовала инвесторов.  Общение с руководителями иностранных государств подтвердило, что знание языка — это «требование времени».

Руководитель Удмуртского регионального отделения КПРФ, депутат Госсовета республики Владимир Бодров ответил корреспонденту «7x7» кратко:

— Мы живем в российском государстве, где официальным языком межнационального общения является русский язык.

 

«Местная бюрократия, думаю, пребывает в шоковом состоянии»

Политолог Михаил Эстрин в разговоре с корреспондентом «7x7» так прокомментировал инициативу главы Удмуртии:

 — Инициатива по английскому языку вполне укладывается в тот своеобразный эпатажный стиль общения, который Бречалов выбрал в отношении местного чиновничества с самого начала. Изнеженная двумя десятками предшествующих лет, когда от нее требовалась только лояльность, высшая местная бюрократия, думаю, пребывает в шоковом состоянии. У подавляющего числа ее представителей знание языка на уровне легендарной речи Мутко на презентации российской заявки на чемпионат мира по футболу. Преодолевая сильное желание поерничать, можно выразить сомнение в эффективности «насильственной модернизации и вестернизации» чиновничества Удмуртии. Качество управления возрастает от наличия в системе конкуренции и превалирования профессиональных требований к кандидату над лояльностью и преданностью. Этого Бречалов, даже если и хотел бы, в отдельно взятой Удмуртии учредить не сможет.  Поддержание же бюрократии в постоянном изумлении внезапными новыми требованиями, как правило, приводит ее к полному параличу. Учитывая очевидную временность пребывания нынешнего главы республики на своем посту, нам, увы, не увидеть идиллической картины его ухода на повышение или на покой в окружении молодых, свободно щебечущих на английском министров.



Присяга на удмуртском языке

«Языковая проблема» в Удмуртской республике при предшественниках Александра Бречалова (Александр Волков, 1995-2014, и Александр Соловьев, 2014-2017) выглядела иначе: Волков за 20-лет своего руководства республикой много раз обещал выучить удмуртский, но так и не одолел двух-трех расхожих фраз для публичных выступлений, Соловьев — удмурт по национальности — на родном языке не говорил. Александр Бречалов при официальном вступлении в должность главы республики 18 сентября 2017 года принес присягу на двух языках — русском и удмуртском. 


Александр Бречалов родился в 1973 году в Адыгейском поселке Тлюстенхабль. В 1994 году с отличием окончил Краснодарское высшее военное училище, затем Московскую государственную юридическую академию. Работал в Альфа-Банке и Юниаструм Банке, был президентом Общероссийской общественной организации «Опора России» и  секретарем Общественной палаты РФ, членом Совета директоров ВЦИОМ. 

Является сопредседателем Центрального штаба Общероссийского Народного фронта, членом советов при президенте России по противодействию коррупции и по стратегическому развитию и приоритетным проектам, членом Наблюдательного совета Общества «Знание», первым вице-президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

4 апреля 2017 года президент Путин назначил Александра Бречалова временно исполняющим обязанности главы Удмуртской республики, а 18 сентября 2017 года его избрали главой региона (78% голосов).