Суд признал бывшего губернатора Кировской области Никиту Белых виновным в получении взятки в 400 тыс. евро в несколько траншей от бывшего владельца Нововятского лыжного комбината и УК «Лесхоз» Юрия Зудхаймера. Судья Татьяна Васюченко пришла к выводу, что вина подсудимого была полностью установлена и доказана. Показания Белых Васюченко посчитала способом уйти от ответственности. Приговор — 8 лет колонии строгого режима и штраф в 48 млн руб. Редакция «7x7» собрала мнения политологов, журналистов и общественников.  
 

«Эта система может сожрать любого. В том числе и вас»

Приговор Никите Белых читали больше десяти часов. Все строили различные предположения по исходу дела, кто-то даже шутил. Авторы Telegram-канала «Незыгарь» писали, что «приговор Белых будет показательно жесткий».

Кировский юрист Антон Долгих вспомнил, как вел себя обвиняемый в суде:

 Никита Белых часто дерзко «шутил» в ходе судебных заседаний и даже хамил участникам процесса… Причем дерзкий Никита хамил не только прокурорам, но и председательствующему судье. Не мог сдержаться. По старой памяти, так сказать. Он же Вятку спасал, кровь (гепатитную, очевидно?) и нормы ГТО сдавал! Если суд посчитает, что наказание в 10 лет, запрошенное обвинением, не будет соответствовать целям наказания, то суд может назначить Белых наказание и в 12 лет, например.

Специальный корреспондент издания «Znak.com» Екатерина Винокурова написала, что шутки над приговором Никите Белых  «мерзость».

После вынесения приговора ее коллега, редактор портала «Свой кировский» из Кирова Елена Жолобова встала на защиту Белых:

 А я пытаюсь понять, как мы дошли до жизни такой, что 8 лет строгого режима при таких доказательствах, которые ничего не доказывают, мы считаем «не таким уж плохим вариантом». Ну а тем, кто злорадствует, что так ему, Белыху, и надо, и вспоминают ему свои прошлые обиды в духе «отлились кошке мышкины слезки», хочется сказать: «Ребят, хорош пинать упавшего». Это низко  из вашего нынешнего относительного благополучия сводить счеты с человеком, у которого уже рухнула жизнь. Одно дело сказать «поделом» (хотя его ведь судили не за то, что он сделал или не сделал лично вам), другое  исходить слюной и оголтело кричать, как вы счастливы и как вы его ненавидите. От тюрьмы и от сумы, как известно, не зарекаются. И эта система может сожрать любого. В том числе и вас. Читать далее.

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов констатировал:

— А другого срока у Никиты Белых и быть не могло. К тому же по одному эпизоду он по сути признал, что были наличные деньги. Восемь лет — минимальный порог. Один эпизод отвалился, осталось два.

Публицист и писатель Максим Кононенко уверен, что Белых никаких взяток не брал:

— Конечно, Никита Белых никаких взяток не брал. Я верил в это до суда, потому что знал его образ жизни. Я уверен в этом теперь, после суда, — потому что суд этих взяток не доказал. Я верю в то, что Никита все выдержит. А всем тем, кто его посадил, и тем, кто сегодня радовался его приговору, я не буду желать зла. Я никогда и никому зла не желаю. Боженька видит. Он и рассудит.

 

Варяг или любимец кировчан?

Авторы Telegram-канала «Bunin & Co» уверены, что дело Белых  это завершение истории очередного губернатора-варяга, который так и не сумел закрепиться в регионе и найти политическую нишу:

 Нельзя сказать, что с именем губернатора Белых были связаны какие-то достижения и что население Кировской области испытывает ностальгию и симпатии.

Но корреспондент телеканала «Дождь» Когершын Сагиева опровергает слова политологов про симпатию населения Кировской области:

 Никто из высокопоставленных друзей Белых так ни разу и не пришел в суд. И только жители Кировской области слали письма — «Никита, мы вас любим».

Кировская журналистка Дарья Орлова, которая еще до ареста Белых подготовила материал «Один день с губернатором» для портала «Свой кировский», написала, что Никита был для нее примером того, как можно «прийти и создать, взять и сделать, принимать любой вызов как должное, верить людям и верить в людей»:

— Последнее его явно подвело  заглянул в бездну, и бездна заглянула в него. Но он, конечно, глагол. Глагол действия и глагол состояния одновременно. В моей голове он олицетворяет хорошие времена. Поэтому, считаю, что все это случилось не только с ним. Это случилось с нами. Я никогда нигде не писала и почти никому не рассказывала, что лично для себя вынесла из проекта «День с губернатором», который прокляла трижды, и не горжусь им ни разу, и внутренне отторгаю. Потому что кроме человека-губернатора (ну то есть функции), я тогда увидела просто человека  движущегося на больших скоростях и очень уставшего. Я не успевала ни за ним, ни за его графиком, ни за его мыслью. Я весь день бежала, чтобы успеть  в прямом и переносном смысле. Это страшно изматывает интеллектуально, физически и морально. Это неважно, может, сейчас в глобальном смысле, но, слушайте, все кроется в деталях — он умел работать так, как большинству никогда не повторить.

 

Смертный приговор

Никита Белых тяжело болен [у экс-губернатора диагностированы энцефалопатия второй степени, диабет второго типа]. Авторы Telegram-канала «Методичка» пишут, что для экс-губернатора 8 лет равны смертному приговору.

Общественный деятель Кристина Потупчик в своем Telegram-канале «Полный П» тоже говорит о «букете» болезней Белых и о том, что приговор  это смертная казнь:

— Сумки денег в ресторане получать — это, вне всякого сомнения, дело для госслужащего негодное. Однако Белых — действительно очень больной физически человек с букетом болячек, обострившихся в СИЗО,  энцефалопатия, диабет, давление и прочие радости. Зампредседателя ОНК Москвы Ева Меркачева приводила мнение тюремных врачей, которые опасаются, что у Белых в любой момент может случиться диабетическая кома. Даже в хорошей колонии ему не обеспечат нужного лечения, подчеркивали в ОНК. Поэтому, мне кажется, важно понимать, что Никиту Белых сегодня приговорили к смертной казни.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов был краток:

 Белых  8 лет строго режима. Убить решили.