В Общественно-политическом центре Йошкар-Олы, в офисе региональной Общественной палаты ОНК Марий Эл подвела итоги работы в 2017 году. На встрече присутствовала уполномоченный по правам человека в республике Лариса Яковлева. Как работал новый, уменьшенный почти вдвое состав ОНК, кто активно сотрудничал с общественниками, а с кем наладить взаимодействие не удалось — подробнее в материале корреспондента «7x7».

 

Про состав

В новом составе ОНК Марий Эл, который работает с ноября 2016 года, — шесть человек. Это почти в два раза меньше, чем было в предыдущем составе.

 

Ольга Васильева

 

Председатель ОНК Марий Эл Ольга Васильева рассказала, что в 2017 году Общественная палата России дважды принимала предложения регионов по поводу комиссий:

— Оба раза мы просили довести численность до 11 человек. Когда у нас так было, мы работали эффективнее. Если бы совет Общественной палаты захотел, то он бы увеличил состав и нашей ОНК, и комиссий в других регионах. Их никто в этом не ограничивает. Я не вижу ни одной причины, почему нам в этой ситуации не пойти навстречу. Тем более, что совет может формировать в каждом из регионов ОНК численностью 40 человек.

Уполномоченный по правам человека в Марий Эл Лариса Яковлева сообщила, что готова поддерживать предложения региональной ОНК по увеличению состава и в будущем.

 

О новом члене ОНК Марий Эл

В начале декабря совет общественной палаты рассмотрел заявки регионов и решил увеличить количество членов в ОНК. Уполномоченный по правам человека республики, региональная общественная палата поддержали четырех кандидатов, но мандат получил только один из них. Почему — непонятно ни членам ОНК, ни омбудсмену. В состав ОНК вошла Анастасия Окулова. Она работает в управлении социально-воспитательной работы Поволжского государственного технологического университета, закончила вуз в 2016 году. Имеет опыт участия в общественном контроле отделений полиции.

 

Итоги контроля за год

В 2017 году члены ОНК посетили 58 мест принудительного содержания — колонии, изоляторы. Комиссия получила 38 обращений, более 150 человек пришли на личный прием к членам ОНК во время визитов в колонии. На постоянном контроле находится ситуация по 20 обращениям. В учреждениях принудительного содержания МВД по Марий Эл в 2017 году не зарегистрировано ни одного смертельного случая.

Ольга Васильева сказала, что если в колонии и учреждения УФСИН в целом члены ОНК ездили чаще, чем год назад, то отделения полиции «не успели охватить полностью». Председатель региональной ОНК считает, что в МВД по республике достаточно много делают, чтобы улучшить условия содержания задержанных. В 2017 году открылся новый изолятор временного содержания в Волжске, в конце 2018 года планируется открытие ИВС в Йошкар-Оле. Васильева сообщила, что серьезных жалоб на условия содержания в подконтрольных полиции учреждениях не было последние два года. Руководство МВД не встречалось в этом году с общественниками, но ответы на замечания ОНК в полиции дают добросовестно.

Еще одна проблема касается взаимодействия с прокуратурой. Надзорный орган по обращениям правозащитников не дает ответа на поставленные вопросы, а направляет обращения и жалобы в те госорганы, о проблемах в которых упоминают члены ОНК. Это мешает эффективно решать вопросы общественного контроля.

 

Сотрудничество

В сентябре состоялась первая встреча членов комиссии с уполномоченным по правам человека в республике Ларисой Яковлевой. Сейчас общественные и государственные правозащитники работают над тем, чтобы улучшить условия прогулок в одной из колоний и обеспечить двум осужденным высокотехнологичные операции.

На начало 2018 года запланирован семинар для членов ОНК и сотрудников аппарата омбудсмена на тему эффективного контроля мест принудительного содержания.