В Йошкар-Олинском городском суде с 13 сентября идет судебный процесс над бывшим мэром города Павлом Плотниковым. Он обвиняется в незаконном участии в предпринимательской деятельности и получении в виде взятки трех гаражей. О том, что происходило в суде на заседаниях 23 и 24 ноября — в материале корреспондента «7x7».

 

Что сказали свидетели 23 ноября

На заседании 23 ноября в суде выступили несколько чиновников городского комитета по управлению муниципальным имуществом, которые занимались юридическим оформлением и сопровождением судебных исков к предприятиям, задолжавшим за аренду земли.

Свидетели подробно рассказали о том, как составляли иски к должникам. Взыскание задолженностей начиналось с подготовки расчетов по организациям и предпринимателям. В суд обращались, если сумма задолженности не уменьшалась и был риск не получить деньги из-за истечения срока давности (три года).

Чиновники муниципалитета отчитывались о том, как взыскивают долги, перед прокуратурой, на заседании исследовали несколько квартальных отчетов. В них указывалась общая сумма задолженности, против кого и на какую сумму поданы иски.

Представители гособвинения спрашивали этих свидетелей о том, часто ли вызывали на комиссию по задолженности Александра Туруева (предприниматель осужден за попытку организации покушения на Павла Плотникова, его показания легли в основу обвинения по делу экс-мэра). Одна из сотрудниц рассказала, что Туруева как индивидуального предпринимателя вызывали чаще, чем как директора компании «Столица-Строй». Он никогда не скрывался, «один раз даже из-за границы ответил».

 

О чем рассказала Ольга Лобко

Ольга Лобко работала в комитете по управлению муниципальным имуществом горадминистрации с 2005 года. В 2009 году она возглавила отдел аренды и приватизации, а в 2015 году — КУМИ. В суде 24 ноября свидетель рассказала о том, что компания «РУК» предпринимателя Туруева (по версии обвинения, Павел Плотников был теневым учредителем и получателем дивидендов от деятельности этой компании и «Столицы-Строй») через суд добилась права на зачет затрат на ремонт и благоустройство при выкупе помещения торгового центра. Речь идет о бывшем ТЦ «Технодом» на ул. Комсомольской, 96, о нем не раз говорили на суде.

Лобко рассказала, что по закону, принятому в 2009 году, чиновники не могли менять условия соглашений с арендаторами. Прокурор предъявил образец соглашения с измененными условиями. Бывший руководитель КУМИ сказала о том, что предъявленный документ датируется 2003 годом, когда она еще не работала в администрации.

Свидетель рассказала о своем участии в аукционах на право аренды земельных участков для строительства многоквартирных домов. По ее словам, всех участников аукционов вызывали по телефону. В течение года в Йошкар-Оле проводилось по 30–40 земельных аукционов. Ольга Лобко подробно рассказала о системе зачета залоговых платежей для победителей: по закону это нельзя делать автоматически, необходимо заявление от руководителя компании.

Комиссию по работе с должниками по арендной плате за землю свидетель назвала открытой платформой. Критерии, которые применялись в работе комиссии, по ее словам, можно назвать оценочными. Никаких регламентов деятельности комиссии нет. Весь смысл был в том, чтобы «посмотреть должнику в глаза и попросить заплатить задолженность». Одна из причин, по которой комиссия собиралась, — нужно было выполнить план по сбору средств в бюджет города. Ольга Лобко подробно рассказала о том, что именно поступления неналоговых доходов (продажа и аренда муниципального имущества) были главной статьей, которая позволяла формировать расходы на городские нужды. Во время работы Лобко доход от аренды и продажи муниципальной собственности превышал 350 млн руб.

Представителей обвинения интересовал вопрос, почему по результатам работы комиссии исковые заявления направлялись по должникам, не выплатившим небольшие суммы, а по тем, чьи долги составляют миллионы рублей, таких исков не было. Лобко пояснила принцип: если сумма к взысканию небольшая, это, как правило, означает, что срок исковой давности по ее выплате скоро истекает. Большие задолженности были у строительных организаций. По словам Лобко, строительные компании после того, как выиграют аукцион на право строительства на земельном участке, сразу должны платить ежемесячную арендную плату, которая может составлять сотни тысяч рублей. А для того, чтобы начать строительство, им необходимо собрать деньги дольщиков. С момента победы на аукционе и до начала работ может пройти несколько месяцев. Так образуется многомиллионная задолженность. Власти города понимали, что строительным компаниям требуется время для погашения долгов, поэтому и не подавали в суды. Как только деньги у строителей появлялись, они начинали гасить задолженность.

В судах город заключал мировые соглашения со строительными организациями. В качестве примера свидетель привела «Телекомпанию 12 регион», с ней было достигнуто соглашение о рассрочке платежей на пять лет. Такой порядок Лобко назвала общей практикой.

Ольга Лобко рассказала, что в 2013–2014 годах практика судебных взысканий задолженности немного изменилась. Власти перестали подавать иски из-за того, что вышло постановление правительства России о расчете задолженности по кадастровой стоимости земли. В Йошкар-Оле же применялись расчеты по рыночной стоимости. По словам Лобко, многие должники ждали исков в суд — тогда бы с них взыскали меньшие суммы.

Что касается сложной ситуации с компанией Туруева «Столица-Строй», то властям, как сказала Ольга Лобко, стало известно, что один дом строили без разрешения. На строительство привлекались деньги дольщиков. Договоры долевого участия с ними не заключались. Также в КУМИ узнали, что «Столица-Строй» начинает вывод всех своих активов — продает земельные участки. После этого комитет обратился в суды и принял обеспечительные меры против вывода активов.

— Для города это означало бы следующее: объект был бы не достроен (вывод активов говорит о том, что, в принципе, он мог быть и не достроен), обманутые граждане попадают в реестр дольщиков. Это не только проблема города, но и проблема региона. Можно было представить масштаб трагедии, которая выйдет на российский уровень. Впоследствии было принято решение рекомендовать обществу узаконить все договоры с гражданами, — рассказала свидетель.


На судебном заседании 24 ноября Ольга Лобко была единственным приглашенным свидетелем. Представители гособвинения не успели задать ей все вопросы. Лобко продолжит давать показания на заседании 30 ноября.