На этой неделе блогеры обсуждали изучение национального языка в Республике Коми, домогательства на работе, акции в День памяти жертв политических репрессий и многое другое. Самые неоднозначные и интересные мнения в обзоре «7x7».

 

Право, а не обязанность

В Республике Коми хотят внести изменения в школьную программу и начать обучение родному языку (коми или русскому) на добровольной основе по заявлению родителей учеников. Вновь разгорелся не угасающий много лет спор об обязательном изучении национального языка: одни считают, что каждый должен сам выбирать — учить или нет, а другие уверены, что выбирать никто не имеет права. Один из активистов движения за изучение коми языка Öльöш Рассыхаев в своем блоге опубликовал открытое письмо, в котором приводит несколько аргументов за то, чтобы изучение было обязательным наравне с русским языком, и считает, что жители республики не имеют право на добровольный выбор:

— Изучение государственного языка коми, являющегося залогом существования Республики Коми, не может быть основано на принципе добровольности (как и русского языка как государственного языка Российской Федерации) и отдано только на откуп родителей, как законных представителей обучающихся (во многих случаях без учета мнения самих обучающихся). Читать далее.

Журналист из Коми Василий Сажин уверен, что изучение коми языка объединит общество и устранит ксенофобов, и подчеркивает, что ни один предмет из школьной программы не строится на факультативном выборе:

— В образовательном процессе нет и не может быть добровольности. Не было никогда и нигде, кроме Республики Коми относительно коми языка. Добровольность школьного образования ведет к деградации обучения. Из-за природы человеческой психологии, особенно школьников, которые стремятся облегчить себе задачу, избавиться от лишней ноши. Позиции национальных, нерусских языков в СССР, в том числе и коми, ослабли тогда, когда в 1957 году советская власть издала распоряжение, позволяющее учить или не учить языки. Читать далее.

Общественный активист Андрей Бурдаев считает, что принуждение к изучению языка — оскорбление, и поэтому каждый должен выбирать сам:

— Для изучения языка есть все: наработки талантливых педагогов, есть команда энтузиастов, работающая над электронными словарями и включением языка в Яндекс-переводчик, есть талантливые популяризаторы (проект «Сёрни-басни» и прочее). Все компоненты есть. Все может быть интересно, познавательно и абсолютно добровольно. Изучение языка — гарантированное Конституцией Республики Коми право, а не обязанность. Читать далее

 

Не до шуток

Каждый гражданин России имеет право на личную неприкосновенность, но такое право часто нарушается. Но домогательства на рабочем месте стали самой обсуждаемой темой этой осени. Юрист Андрей Вифлянцев в своем блоге описал практику российского судопроизводства по таким делам и рассказал, что делать в подобной ситуации:

— Однако российское законодательство, как видим, понятия «харрасмент» в принципе не знает. Но, может быть, это лишь сухая теория, а на практике, в суде, дело обстоит лучше? Увы, нет. Примеров судопроизводства по статье 133 УК вообще очень мало, да и они связаны с насилием. Так, в 2014 году суд в Туле защитил интересы женщины, которую собутыльник заставлял заняться с ним оральным сексом «путем шантажа». Правда, судя по всему, это дело суд бы проигнорировал, если бы в нем не фигурировали последующие побои. «Ловеласа» приговорили к 30 тысячам рублей штрафа. Читать далее

В Марий Эл управляющая компания «Добрый дом», по мнению правозащитника Андрея Смышляева, украла деньги у людей. В своем блоге активист подробно рассказал о ситуации:

— Спросите у представителей управляющей компании, которые выставляют завышенные тарифы, — что за эти деньги сделано для вашего дома? Выясните, были ли вообще какие-то вложения? Или же они там просто «распиливают» деньги, по сути, ничем не управляя? Может, именно с этих денег гасится долг перед государством за налоговые преступления? Так случается, когда жителям фактически навязывают управляющую компанию застройщики. Чтобы этого не произошло, необходимо определять ее только на основе конкурса, в котором должны участвовать как минимум две УК. Тогда будет по-честному. Жильцы выберут наиболее приемлемые условия и проверят, не располагается ли УК где-то в дальнем углу парикмахерской. Читать далее.

 

«Враги родины обличены, палачи оправданны»

Фото Сергея Маркелова

 

В России 30 октября — День памяти жертв политических репрессий. В столице открыли новый мемориал, а в городах состоялись поминальные акции. В Карелии дошло до абсурда — депутат Государственной думы попросила прощения у всех, в том числе и у «палачей», которые расстреливали людей. По этому поводу журналист Наталья Севец-Ермолина пишет:

— Вообще все действо было насквозь фальшивым, патриотические песни про Русь непокоренную, девушка с белыми тряпками подмышками, символизирующими два крыла нашей родины, пришитых к плотной зимней куртке. Театрализация со свечками и подростки, становящиеся на одно колено, как при фразе «Выходи за меня». Куча пафоса и ни одного теплого слова. Главный карел Григорьев хотел сказать несколько слов о расстрелянных 432 карелах, но новоиспеченный глава Прионежья Вадим Сухарев (именно он боролся с Ширшиной [бывший мэр Петрозаводска Галина Ширшина] за ликвидацию троллейбусного управления), выхватил у Григорьева микрофон и не дал сказать. Полный обзор читайте здесь