В Йошкар-Оле 21 мая открылся 34-й предвыборный штаб Алексея Навального. Политик провел в столице Марий Эл около трех часов. Он общался с волонтерами, отвечал на их вопросы и рассказывал о самых интересных и важных событиях последнего времени. Подробности — в репортаже корреспондента «7x7».

 

Стильный коридор с огоньками и диско-шар

— Надеюсь, вам понравился этот стильный коридор с огоньками. Нам нужен еще диско-шар здесь, — показал Навальный на потолок конференц-зала йошкар-олинской гостиницы «Амакс сити отель» и занял место рядом с руководителем своего предвыборного штаба Леонидом Волковым. Так началась встреча оппозиционного политика с волонтерами Йошкар-Олы.

 

 

Место, где проходила встреча, уже года два как опробовано различными оппозиционными республиканской власти движениями. В этом зале год назад состоялось несколько пресс-конференций местных коммунистов, здесь же прошел один из форумов марийского национального движения.

Конференц-зал находится на втором этаже, ведущая к нему лестница расположена в абсолютно темном коридоре без окон и электрических ламп. Путь поднимающимся по ней освещает только светодиодная подсветка — те самые «огоньки».

Во время встречи с волонтерами из конференц-зала убрали все стулья. Два с лишним часа общались стоя: Навальный с Волковым и координатором йошкар-олинского штаба Вадимом Кремнёвым в окружении примерно сотни молодых волонтеров.

 

 

«Оказывается, в Йошкар-Оле нет аэропорта»

— Здорово, что мы приехали. Оказывается, в Йошкар-Оле нет аэропорта. В 2016 году он перевез 712 пассажиров, а потом закрылся, сказала мне «Википедия», — начал Леонид Волков.

— Зато аэропорт ФСБ есть, — пошутили волонтеры.

 

Леонид Волков

 

Руководитель избирательной кампании Навального рассказал о первых задачах йошкар-олинского штаба: после того, как будет найдено помещение, начнется подробное знакомство со всеми заявившимися волонтерами.

— У нас была статистика кампании по выборам мэра Москвы в двух районах. В одном мы не раздавали листовки, во втором ежедневно и регулярно раздавали. Разница в результатах была примерно на 12%.

 

«Прекрасная здесь жизнь?»

— Это один из самых небольших городов, в котором мы на этом этапе открываем штаб. Власть считает, что на таких городах все и держится: «Вы в Москве можете бузить сколько хотите, но там, в сердце России, в Йошкар-Оле конкретно и в Йошкар-Оле условной сидят люди, которые всегда поддержат нас — Путина, Медведева и дальше по списку. Потому, что там во все верят, там всегда молчат, всегда согласны, там прекрасная жизнь», — начал Навальный. — Мне интересно не только что-то рассказать, но и вас послушать. Прекрасная здесь жизнь? Вы здесь со всем согласны или нет? Мое ощущение, что «не согласны» и «не довольны» перерастает в уверенность, когда я попадаю в такие места.

 

 

 
 
 

 

Политик вспомнил недавнюю историю с видеообращением миллиардера Алишера Усманова:

— В этом диалоге Джаббы с Ханом Соло [персонажи фильма «Звездные войны»] мы увидели уполномоченного от лица Путина и Медведева. Мы же понимаем, что Усманов не сам решил выступить. Это довольно непубличный человек. Он пытается сейчас купить футбольный клуб «Арсенал» в Англии. Ему говорят, что нет, ты нам не нравишься, отстань со своими коррумпированными деньгами. А здесь, где он заработал, он не считает даже нормальным спросить у нас по поводу денег, заработанных на природном сырье (принадлежащем стране, всем жителям России), которое добывают его компании. Он спрашивает англичан, хочет инвестировать два миллиарда долларов. Англичане ему говорят: «Отстань от нас, Усманов». В это время всем наплевать на нас: правительству России, этому Усманову, англичанам. Всем до фонаря, что есть какие-то россияне, 144 миллиона человек. Которые в изумлении смотрят, как там делятся их деньги. Поэтому и нужна наша кампания. Нам надоело жить в искусственной нищете. У нас огромная, богатая страна, которая продала за последние двадцать лет нефти на три триллиона. У нас по-прежнему колоссальные деньги приходят в бюджет от продажи нефти и газа. С такими деньгами мы можем все содержать на прекрасном, хотя бы восточно-европейском уровне. Я смотрю статистику Марий Эл и прихожу в ужас: если по России 19%, то здесь 23% находятся за чертой бедности. А что такое черта бедности? Это восемь тысяч рублей. Это же нищета. Между прочим, формально у вас здесь средняя зарплата 26 тыс. руб.

 

 

 
 
 

 

На какие вопросы ответил Навальный

О плане «Б», на случай, если ему не дадут участвовать в выборах

— Естественно, эти люди (у власти в России) считают себя хозяевами жизни. Где еще эта шантрапа может получить какие-то эти яхты по 400 миллионов? В какой стране они смогут получить эти дворцы? В какой стране они в XXI веке будут жить как при абсолютной монархии? В какой стране — будем говорить уже шире — есть губернаторы, которые будут говорить: «Не проголосуете за меня, я вам перекопаю дорогу»? Вы помните фамилию этого человека, который сейчас жалуется, что ему не передают туалетную бумагу. Плана «Б» у нас нет и быть не может. У вас есть право участвовать в выборах, выдвигать своего кандидата. Мы будем реализовывать право выдвигаться. Я уверен, что если мы будем нормально работать, то они никуда не денутся и зарегистрируют меня. Я не выдаю желаемое за действительное, но уверен, что мы победим на этих выборах.

 

 

О социальных проектах

— Нет развитых стран, которые финансируют эти сферы в том соотношении к ВВП, что у нас. Не в абсолютных цифрах, а в процентах от ВВП мы выделяем в два раза меньше средств, чем в развитых странах. Пока [не будем выделять столько же] у нас по-прежнему будут чудовищные больницы. Мой недавний личный пример: я ездил делать операцию на глаз в Барселону. Государственная больница. Как иностранец я, конечно, платил какие-то деньги. Медицинский центр сверкает, как музей. Все талончики берут. Обслуживаются или бесплатно, или по страховке. У нас достаточно денег, чтобы сделать примерно так же, если мы посмотрим на ВВП России.

О национальной политике и укрупнении регионов

— Сейчас из какого-то района надо ехать четыре часа. А так вы будете девять часов ехать. Я против этого, потому что у нас и так все управляется из Москвы. Мы в течение 17 лет эту систему строили и сейчас убедились, что она не работает. Если сейчас продолжать укрупнять регионы, то мы будем иметь субъекты федерации размером с гигантские страны, где до губернатора не докричаться. Я считаю, что важно полномочия отдать вниз. Сейчас все забирается из регионов в Москву. У вас тут, я уверен, есть куча населенных пунктов, где, я извиняюсь, люди на двор бегают. А в Москве со всей страны собрали деньги, чтобы на два триллиона проводить реновацию, которую большинство москвичей не хотят, чтобы проводили. Эти деньги нужны здесь. Из этих двух триллионов сюда бы хотя б два-три миллиарда на аварийное жилье. В этом году у вас забрали часть налога на прибыль — регионального налога. Это глупость.

Что касается национальных республик. Я против их ликвидации. Я уже открывал штабы в Уфе, в Казани. Везде приходят местные националисты. В Уфе пришли русские националисты, татарские националисты, башкирские националисты. Все друг друга ненавидят, но говорят: «Мы тебя поддерживаем!». А потому что никому жизни нет. Чего пристали к этим башкирским националистам? Они хотят сохранять башкирский язык. Отлично. Это нормально и правильно, если люди хотят иметь что-то на национальном языке.

 

 

О возможной люстрации чиновников в случае победы на выборах:

— В стране отрицательная селекция: ты можешь расти как чиновник, если ты хуже, чем ты более лживый и вороватый. Государственная структура должна быть сильно изменена. Люди, которые находятся на высшем уровне, с моей точки зрения, должны быть отстранены. Против них должны быть возбуждены уголовные дела. Нужно сравнивать их доходы и имущество. Если они не совпадают, мы отправляем их на скамью подсудимых. При этом нельзя доводить до абсурда. Мы знаем, что сотни тысяч учителей в России участвуют в фальсификациях на выборах. Стоит ли перед нами первоочередная задача, не знаю, «расстрелять» всех этих учителей? Конечно, нет. Очевидно, есть низовой уровень, который фальсифицировал. За это мы будем им много выговаривать, клеймить их всех, штрафовать.

Задавший этот вопрос Навальному гражданский активист Андрей Свистунов остался недоволен ответом. Он посчитал его неполным, поскольку политик не рассказал подробно, как следовало бы поступать со средними и мелкими чиновниками, от решений которых зависит сегодня судьба бизнеса многих предпринимателей.

 

 

 
 
 

 

На встрече Навального в Йошкар-Оле были иностранные журналисты и почти не было местных. Вадим Кремнёв перечислил иностранцев: это корреспонденты швейцарской газеты Le Temps и французского телеканала France 24, а также американцы с телеканала PBS Newshour. Политика спросили, почему так много иностранной прессы и нет россиян:

— Сюда могут приходить любые журналисты. У нас правило: мы никого не выгоняем.

Вадим Кремнёв рассказал, что общался с несколькими местными журналистами, которые хотели бы присутствовать и освещать это событие в своих изданиях, однако руководство запретило им это делать.


Предвыборный штаб в Йошкар-Оле стал 34-м штабом в поддержку Алексея Навального в стране. Как считает Леонид Волков, на этой неделе будет найдено и открыто помещение штаба. Координатор в Йошкар-Оле Вадим Кремнёв считает, что проблема соотношения цены и удобного расположения офиса — более серьезная, чем проблема политического давления.