Оппозиционный политик Алексей Навальный, заявивший о планах участвовать в президентских выборах в 2018 году, 21 мая встретился с волонтерами своего предвыборного штаба в Йошкар-Оле. После этой встречи планировалась пресс-конференция, но из-за того, что из журналистов региональных СМИ был только корреспондент интернет-журнала «7x7», вся пресс-конференция «уместилась» в краткое интервью Навального и руководителя его предвыборного штаба Леонида Волкова.

Открытие штаба в Йошкар-Оле изначально планировалось на июнь. По какой причине это произошло раньше?

Алексей Навальный: Мы делаем поволжское турне и в рамках этого турне решили заехать в Йошкар-Олу. Несмотря на то, что помещение для штаба у нас должно быть арендовано на этой неделе, мы решили провести встречу с волонтерами. Это важно для нас — разговаривать с людьми в таких небольших городах и мониторить ситуацию. Я очень доволен, как все прошло, была очень теплая встреча. Было много волонтеров. Наверное, больше, чем у любого политика, который работает с волонтерами. Все прошло по плану, мы отсюда уезжаем с удовлетворением от того, что здесь, в Йошкар-Оле, в Марий Эл будет работать эффективный штаб.

Большое количество людей — это неожиданность для вас?

А. Навальный: Это было приятной радостью, но все-таки не неожиданностью. Мы открываем 34-й штаб. Именно поэтому, за редким исключением, мы не проводим встречи с волонтерами в штабах. Потому что просто не умещаются люди. Много народу приходит, и это показывает, насколько люди хотят перемен, насколько они хотят быть сопричастны к реальной политике. Йошкар-Ола — город, в котором живут нормальные обычные люди. Эти люди недовольны коррупцией, они замечают коррупцию, несмотря на то, что про нее не говорят на центральных телеканалах. То, что пришло много волонтеров, показывает, что это нормальный российский город. То, что людей приходит все больше и больше, заставляет нас менять формат открытия. Помещений требуется все больше, а найти их не так просто. Но это такие приятные проблемы.

А что касается помещения штаба в Йошкар-Оле?

Леонид Волков: Помещение будет на этой неделе. У нас есть карта на сайте 2018. где есть адреса всех штабов. Он там появится, плюс сделаем дополнительную рассылку. Штаб открыт, помогайте, особенно те, у кого есть навыки малярных работ: необходимо ремонт небольшой сделать.

 

 

Во время предыдущих ваших визитов в некоторые города были и зеленка, и казаки с НОДом. Здесь все спокойно прошло?

А. Навальный: Ну, мы еще не закончили… Кто знает, может быть, вы сейчас достанете что-то из кармана… казацкую шашку и начнете всех рубать направо и налево… В этот раз все наше поволжское турне прошло исключительно спокойно. Посмотрим еще, что будет в Чебоксарах. Все очень хорошо. У нас было противостояние с властью в Саранске, где просто нам не дали провести встречу в помещении. Но мы ее провели совершенно прекрасно в поле на опушке леса. Было много волонтеров. С этой точки зрения — с точки зрения безопасности, встреча в Йошкар-Оле была замечательной. Вообще никакого противодействия, все очень хорошо. Общественный порядок и… мы довольны.

Чем будет заниматься ваш штаб в Йошкар-Оле?

А. Навальный: Этот штаб абсолютно рабочий. Это не просто встреча с волонтерами. Эти люди зарегистрировались для того, чтобы работать в избирательной кампании. И мы попытались с ними поговорить: какие-то политические установки, но больше — организационные. Мы не просто надеемся, мы знаем, что после того, как отсюда уедем, будет работать штаб, который в первую очередь будет готовиться к сбору подписей и к началу массового агитационного этапа кампании. У нас есть много людей, которые точно так же как и мы, против коррупции, которые хотят достойной жизни, более высокой зарплаты, которую Россия им может обеспечить прямо сейчас. И задача штаба — просто рассказать всем жителям, что у нас есть такая программа.

Информации о встрече в Йошкар-Оле до самого последнего момента было очень мало. С чем это связано?

Л. Волков: На нас было серьезное давление. У нас сорвалось несколько помещений для размещения штаба, мы не без труда нашли помещение для открытия. Это новая тактика. После 27 апреля, после нападения на Алексея, тех, кто кидался яйцами, плескал зеленкой, — их как выключили кнопочкой. И включили другую кнопочку: «А давайте везде ходите, давите на собственников». Мы сейчас едем в Чебоксары — там к хозяину помещения пришло ФСБ, не скрываясь, показали «корочки». Заставили расторгнуть уже подписанный договор аренды. Пообещали в противном случае неприятности: сына из института выгонят или что-то подобное. Сам факт, что так происходит, что «кнопочку бросания яиц» выключили, а «кнопочку силового давления по линии ФСБ» включили, показывает, что этот пульт с кнопочками существует и они пристально следят за нашей кампанией и пытаются корректировать тактику противодействия. Тем не менее мы встречи проводим. Я надеюсь, это их убедит, что и эта тактика бесполезна. Придумают какую-то третью, мы ее встретим, надеюсь, во всеоружии.