Мировой суд Сыктывкара 19 мая оштрафовал церковь «Божья слава» на 30 тыс. руб. по части 3 статьи 5.26 КоАП («Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного «наименования», в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой»), сообщила «7x7» прихожанка церкви Ольга Вавилина. Основания для возбуждения дел по такого рода обвинениям появились после внесения поправок в закон «О свободе совести и религиозных объединениях» летом 2016 года. Чтобы зафиксировать нарушение, полиция пыталась изъять литературу прямо во время богослужения. Прихожанка рассказала о том, как развивались события.

По словам Вавилиной, во время празднования Вербного воскресенья 9 апреля 2017 года в церковь «Божьей славы», которая находится на частной территории, вошли полицейские. Они сразу начали снимать на видео молящихся, а затем прошли в служебное помещение, где попытались изъять церковные книги. Праздничное богослужение пришлось прервать.

— Они говорили «вдруг у вас тут есть экстремистская литература» и при этом хватались за Библию, — рассказала о попытке обыска в церковной библиотеке Вавилина.

По словам пастора церкви Виктора Дудина, полицейские не предъявили ордера на обыск или каких-то других документов.

— Мы спрашивали, на каком основании они пришли, но они ничего не показывали, кроме какой-то свернутой в трубочку бумаги о том, что они должны проводить проверки, непонятно, кем она была подписана, — рассказал Дудин. — Один [из полицейских] молча ходил с камерой по залу, дети испугались, плакали. Я этого человека вытолкал на улицу. Мы звонили в МЧС, в скорую помощь, потому что у одной из женщин поднялось давление. Меня соединили с оперативным дежурным городского отдела полиции, он сказал: «Мы знаем, что у вас происходит» и бросил трубку. Скорая помощь тоже отказалась приезжать. Один из них [полицейских] пьяный был, он сказал, что сейчас они ОМОН вызовут и у нас тут все разнесут.

После того, как к церкви подъехал еще один наряд полиции, вызванный прихожанами, Дудин потребовал проверить сотрудника, пытавшегося изъять книги, на предмет опьянения. Однако коллеги полицейского делать это отказались.

 

 

Прихожане сняли действия полицейских на камеру, они не позволили изъять книги. Виктор Дудин утверждает, что церковь не продает книги, у них есть только библиотека, где прихожане церкви могут брать литературу бесплатно. Каким образом суд мог получить книги из библиотеки и установить, что они принадлежат именно церкви «Божья слава», пастор не знает. Он также настаивает на том, что все книги промаркированы должным образом.

 

 

Ольга Вавилина, присутствовавшая на заседании Сыктывкарского мирового суда, сообщила, что и там не были упомянуты какие-то конкретные книги, их также нет в материалах дела. Обвинение, по ее словам, строится только на показаниях некой Анастасии Алиповой, которая сообщила, что приобрела литературу в церкви «Божья слава» в августе 2016 года. 30 марта и 9 апреля, непосредственно перед появлением полиции, женщина приходила в церковь «Божья слава», чтобы присутствовать на богослужениях. Она объясняла это интересом к религиозному течению. По словам Вавилиной, с представителями церкви связался сотрудник отдела собственной безопасности полиции, чтобы начать расследование по этому инциденту. Верующие из церкви «Источник жизни» рассказали Вавилиной и Дудину, что эта женщина приходила и на их богослужения, после чего было выдвинуто предположение, что она могла быть сотрудником правоохранительных органов. Обвинения против «Божьей славы» базируются на ее показаниях и на акте об изъятии книг, который был составлен вне помещения церкви без участия понятых и без видеосъемки. 

На заседании Вавилина, как представитель церкви «Божья слава», также предоставила документы о том, что вывеска, на отсутствие которой указывал суд, есть в одном из помещений церкви. Но судья счел, что она должна находиться на самом здании, у входа. 
В законе «О религиозных объединениях» говорится: «Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности». При этом не указывается, где именно организация должна размещать эту информацию. Представительница «Божьей славы» пыталась объяснить это на заседании, но суд не принял во внимание ее замечание.

Прихожан возмутило поведение полиции, ворвавшейся на богослужение 9 апреля, Виктор Дудин составил жалобу, где сообщил о многолетних преследованиях церкви «Божья слава» со стороны властей. 

— Что будет, если полицейские ворвутся в православную церковь во время богослужения? Да их бабушки клюками забьют, и это будет восприниматься нормально, а общество будет порицать действия полицейских, — предположила Ольга Вавилина. — Почему же к протестантам можно врываться на богослужение с видеокамерой и срывать его? Думаю, этот закон [поправка к закону «О свободе совести и религиозных объединениях»] был принят потому, что власти России боятся объединений граждан, которые им не подконтрольны, когда люди едины и заступаются друг за друга. Закон Яровой о миссионерской деятельности — это прицел на уничтожение религиозных организаций.

Пастор церкви «Божья слава» Виктор Дудин заявил, что намерен обжаловать постановление суда.


В июле 2016 года по инициативе депутата Госдумы Ирины Яровой в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» появилось понятие «миссионерская деятельность». Поправка вместе с целым рядом новых законов о борьбе с терроризмом получила название «пакет Яровой».

Церкви «Божья слава» и «Источник жизни» — ответвления протестантства.