Поезд помощи от партии ЛДПР уже не первый год ездит по России. Члены партии и волонтеры собирают обращения и жалобы от населения и оказывают юридическую помощь. Пришедшим также достаются подарки и сувениры: в разные годы людям раздавали продуктовые наборы, футболки, кепки, тетрадки.

 

В Кировскую область состав прибыл 2 марта. На пути его следования семь населенных пунктов — Котельнич, Оричи, Лянгасово, Киров, Просница, Зуевка и Фаленки. Судя по публикациям в группе во «ВКонтакте», встречи на первых трех остановках проходили при большом скоплении народа.

 


 

На Кировский вокзал поезд должен был прибыть в 12:15, но уже в 11:30 на платформе стояли человек 70. К полудню их число увеличилось до нескольких сотен. В основном это были люди пожилого возраста.

Кто-то стоял на перроне, выжидательно смотря на пути, кто-то писал обращения — бланки выдавали прямо тут, нужно было только найти волонтера. Бабушки и дедушки излагали свои беды на бумаге, приложив ее к стеклу вокзальной столовой, разместив на сумке или на небольшом пластиковом столике, стоявшем неподалеку. Некоторые подготовились заранее — принесли с собой уже запечатанные пухлые конверты.

 


 

— Мы целую неделю до этого бланки раздавали, люди их заполняли, и вот сегодня мы из собираем. Передаем юристам — и московским, и кировским. Потом они пойдут депутатам в Законодательное собрание и в Госдуму. Очень многие пишут, что им нужны деньги, поэтому наш добродушный дорогой Владимир Вольфович денежку всем посылает. Часто бывает, что какие-то частные проблемы решаются с помощью Москвы и депутатов. Например, сейчас мы собираем подписи за отмену комиссии при оплате школьного питания картой, — объяснила корреспонденту «7x7» улыбчивая девушка Ульяна. Она состоит в ЛДПР и впервые пришла к поезду партии в качестве волонтера. Пенсионеры ни на минуту не оставляли ее одну: вкладывали в руки бумаги, спрашивали, где можно найти московских юристов, потому что местные их не устраивают.

 




— Я каждый раз сюда прихожу, мне очень нравится. Я и голосую всегда за [лидера ЛДПР Владимира Жириновского]. Честный человек, справедливый, никогда не врет, не ворует. Приносила на 75 лет заявление. У меня пенсия маленькая, я инвалид. Я обратилась, и мне тысячу выслал Жириновский. Спасибо ему большое, очень добрый человек! Мы всю войну прошли, родителей убили, голод и холод прошли, а он нас хоть поддерживает. Вот мне скоро 78 лет будет, может, дадут чего, — эмоционально рассказывала пенсионерка Раиса Васильевна.

 

 

Ее прервали крики «Ура!», к станции подходил поезд. Он остановился, и люди ринулись к одному из вагонов. Из-за скопления людей было непонятно, что происходит, но через минуту они всей массой двинулись влево. На ступеньках столовой, стоявшей как раз напротив поезда, возник молодой человек в фирменной куртке партии. Его почти сразу перестало быть видно: люди заслонили его, окружив плотным кольцом. На ступеньках была вода — толстая корка льда растаяла от солнца. Уже в следующую секунду в этой воде лежал мужчина в дубленке. Он пытался одновременно сгруппироваться, чтобы защитить себя от ног людей, и найти потерявшуюся в падении шапку. Ему удалось отползти и встать. Мужчина отряхнулся и, матерясь, спешно ушел. Остальные не обращали на него внимания и старались взобраться на ступеньку повыше, размахивая руками. В воздух летели кепки с надписью «ЛДПР», их разбрасывал тот самый молодой человек в куртке.

Упал второй человек — невысокая женщина в пуховике. Ее сразу выволокли из толпы. Стоявшие недалеко полицейские наблюдали за ситуацией молча. Кепки кончились быстро, толпа сразу же рассосалась.

 

 
 
 

 

Ближе к выходу с перрона был установлен стол для приема обращений, там тоже стояли люди, но было гораздо спокойнее. Они задавали вопросы и передавали бумаги. За их спиной организовали выступления членов партии: с собравшимися разговаривали представитель области в Госдуме Кирилл Черкасов, лидер кировского отделения партии Владимир Костин, местные депутаты. Они ругали власть. Зрителей у них было не то чтобы много — человек 50–60. Остальные люди предпочитали держаться ближе к поезду, там раздавали подарки.

— Не надо идти, как бараны! Дикий народ, дикий! — возмущался какой-то мужчина.
— Опять опоздаем! — кричал парень своему другу.
— Где дают? — спрашивала пожилая дама в очень элегантном синем пальто.

 

 

В толпе прошел волонтер в фирменной куртке, за ним следовали не меньше восьми пожилых женщин, которые держали его за руки и рюкзак и кричали «Дай!». Молодой человек резко затормозил, сразу же образовалась толчея. Ни его, ни женщин не стало видно — все хотели немедленно получить ручки и блокноты, которые раздавал парень.

— Настоящий цирк! — прокомментировал наблюдавший за этим мужчина.
— Если бы деньги давали, поубивали бы друг друга, — поддержала его проходившая мимо женщина.

 

 

Такие сцены случались почти ежеминутно — стоило только людям в фирменных куртках вытащить из рюкзаков что-то из сувениров. Волонтеры выкидывали подарки в воздух, те, что не успевали ухватить, валились на асфальте. Люди пытались их подобрать, получали тумаки, кричали, падали и ругались. Когда ситуация начинала становиться действительно опасной, вмешивались полицейские.

 

 
 
 


— Отдайте рюкзак! — одна из пожилых женщин неотступно следовала за парнем с подарками.

— Не могу, это мой рабочий! — видимо, уже не в первый раз за день объяснял тот.

Но женщина продолжила преследовать молодого человека.

— Ужас какой-то! Люди как звери, — огорчался, глядя на это, пожилой мужчина с палочкой. Через несколько минут он уже сам вырывал кепку ЛДПР из рук волонтера.

Ситуация достигла абсурда, когда начали раздавать партийные газеты и пустые пакеты с символикой.

— Ты подарки давай! — кричали парню, который вытаскивал газеты.
— Ну а что, почитаете, — примирительно отвечал тот.
— Валера, не надо! Валера! — урезонивала женщина своего спутника, резво наскакивавшего на толпу.

В 13:10 из динамиков послышалось «Все по вагонам». Волонтеры двинулись к поезду, напряжение среди пришедших сразу же спало.

 



Сколько обращений собрали на столике, корреспонденту «7x7» узнать не удалось. Одна из девушек уже хотела было ответить на этот вопрос, но коллега постарше прервала ее, сказав, что никаких комментариев для прессы не будет. Судя по ящикам и пакетам с бумагами, жалоб поступило очень много.

Когда поезд тронулся, оставшиеся на платформе снова двинулись к столовой, снова на ступеньках образовалась толпа. Пару минут люди просто стояли, а затем в воздух полетели кепки ЛДПР.

— Как собакам кидают, — резюмировал мужчина в очках, сплюнул и пошел к выходу.