Что случилось?

Глава Коми Сергей Гапликов высказал недовольство работой прокуратуры республики, которая в прошлом году часто наказывала региональных и муниципальных чиновников за невыполнение программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Эмоциональную речь руководитель республики произнес на расширенном заседании коллегии прокуратуры 31 января.

По словам Гапликова, чиновники не успели выполнить все этапы программы, но это произошло по объективным причинам, так как «решение этой задачи нетривиально». Как подчеркнул Гапликов, проблему ветхого жилья в Коми не решали «двадцатилетиями», и сейчас на это не хватит даже пяти лет. Поэтому чиновники находятся в заведомо проигрышном положении. Прокуратура, по мнению губернатора, должна действовать по такой схеме: сначала проверить, есть ли в бюджете деньги на исполнение программы, и если они есть, а чиновники их не тратят, наказывать их, а если денег нет, то не наказывать.

— Нужны миллиарды и миллиарды рублей, чтобы одномоментно в рамках закона предоставить каждому жилье. Это исторически сложившаяся данность. Это ГУЛАГи, зоны, бараки, которые и сегодня остаются актуальным жильем для нашего региона. Конечно, можно сказать, что нужно в одночасье все решить. Нет проблем! Но прежде чем об этом говорить, это выносить, надо оценить финансовое состояние. Это тоже немаловажная задача в том числе и вашей работы. Обличать — это ваша работа. Но и находить совместно пути решения — тоже составляющая вашей деятельности, — сказал глава [прокурор Коми предлагал пути решения проблемы, в последний раз в интервью газете «Республика» в августе 2016 года].

Как отметил Гапликов, муниципальные чиновники в Коми стали бояться прокуроров, которые штрафуют их и выносят предписания за невыполнение госпрограмм.

— Люди сегодня в этой ситуации шарахаются от всего, что только возможно. Я не знаю, каких нужно усилий, чтобы человека заставить выполнять те функции, которые он должен выполнять на своем рабочем месте. И вам это больше, чем кому бы то ни было, известно. В этой ситуации очень сложно решать задачу. Но мы ее решаем невзирая ни на что, — сказал Сергей Гапликов. — Накошмарить, нагнать ужаса, отбить желание, ударить по руками — может каждый. А вот создать обстановку, в которой каждый будет чувствовать, что он на своем месте и правильно выполняет свою задачу...

Коми приняла на себя обязательство к 1 сентября 2017 года расселить все многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года.

 

Что происходит с программой переселения в Коми?

Выполнение программы переселения из ветхого и аварийного жилья, этапы которой были провалены при предыдущем главе Коми Вячеславе Гайзере, стало лейтмотивом нескольких выступлений Сергея Гапликова сразу после его приезда в регион в октябре 2015 года. Некоторые его заявления носили популистский характер, что стало понятно позднее после оценок прокуратуры.

— Возникает вопрос — кто виноват и что делать? Основная часть программы была передана на муниципальный уровень. И не все справились с этой задачей. Вызывает недоумение безответственность некоторых чиновников. Но мы должны выполнить задачу. Сегодня существует реальная угроза из-за невыполнения поставленной задачи оказаться в штрафниках на федеральном уровне, — сказал 3 октября 2015 года на то время врио главы региона Гапликов, выступая перед депутатами Госсовета Коми.

Через несколько дней он отправил заместителя министра архитектуры и строительства региона Николая Сороку в Ухту «ночевать с раскладушкой в недостроенном доме», пока там не будут завершены работы.

В декабре 2015 года Республику Коми оштрафовали за срыв первого этапы программы по результатам 2014 года (главой региона был Вячеслав Гайзер). Вместе с тем Гапликов высоко оценил работу своей команды за три последних месяца года:

— Вы помните, в каком состоянии все было. Сегодня мы обсуждали [в ходе селекторного совещания с руководителями администраций муниципалитетов] и видели, в какой стадии находится этот вопрос: многие районы уже закончили по первым этапам программы, что три месяца назад, наверное, не представлялось возможным, многие подошли к стадии завершения... Нужен еще один рывок, усилие — и этим вопросом мы сейчас занимаемся.

Кардинально исправить ситуацию Гапликову не удалось. Этапы программы так и не были выполнены до конца.

 

 
 
 

 

Какова оценка прокуратуры Коми?

После того, как программа была запущена в Коми, прокуратура выявила 1 798 нарушений, вынесла 200 представлений, 101 человек привлечен к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 28 уголовных дел.

Прокурор республики Сергей Бажутов на коллегии отметил, что программа сорвана из-за низкой исполнительской дисциплины и безалаберности муниципальных чиновников. Например, в Печоре не удалось достроить четыре дома, хотя их возведение началось еще в 2015 году. Также сотрудники городских и районных администраций виновны в том, что сорвали третий этап программы. По нему предполагалось, что муниципалитеты купят 253 квартиры, чтобы переселить людей. Однако этого так и не произошло. Администрация Ухты должна была переселить 172 человека из семи аварийных домов до конца прошлого года, но контракт был заключен только 24 декабря 2016 года.

Сейчас в Коми, по данным прокуратуры, аварийным признан 1 151 дом. Еще «масса» жилых домов фактически являются аварийными, подлежат сносу и расселению.

— Недавно оказалось, что в обиход муниципальных чиновников входит новое понятие «жилье, непригодное для проживания», которое они обещают расселить сразу после того, как расселят аварийное. Если кто-то не читал, то я говорю о статье в газете «Республика» за 21 января «Воркутинские власти не намерены ждать третьей аварии». Хотя понятие «непригодное жилье» относится лишь к отдельным помещениям в жилом доме, которые подлежат не расселению, а ремонту. А вот у аварийных домов лишь две «судьбы» — снос или реконструкция. Быть может, именно по этой причине в некоторых муниципалитетах, используя формальные поводы, их и не признают таковыми, — сказал Сергей Бажутов.

Прокурор отметил, что при таком отношении муниципальных чиновников люди так и не будут переселены из ветхого и аварийного жилья к 100-летию Коми (2021 год).

 

За что еще Гапликов критиковал прокуратуру?

За недостаточные, по его мнению, усилия в вопросе возвращения активов, выведенных «командой Гайзера».

— Но сегодня не слишком «богато» возвращаются те ущербы, которые нанесены. Цифры оставляют желать лучшего. И здесь тоже есть явная недоработка. Здесь есть момент, когда воруется из республиканского и муниципального бюджетов, а средства поступают в федеральный бюджет после соответствующих судебных решений. В этой ситуации тоже надо посмотреть на нюансы, — сказал глава Коми.