Работающий в Марий Эл юрист Комитета по предотвращению пыток Дмитрий Яликов рассказал «7x7» о результатах работы в 2016 году.

— Дмитрий, сколько лет и на каких условиях юристы Комитета по предотвращению пыток оказывают правовую поддержку пострадавшим от действий представителей правоохранительных органов?

— Наша юридическая помощь бесплатна. Мы оказываем ее жителям республики, пострадавшим от применения пыток представителями власти. К нам за эти годы обратились около 100 человек. Общая сумма компенсации морального вреда по всем выигранным делам превысила четыре миллиона рублей.

— Дела, которые ведет Комитет по предотвращению пыток, могут расследоваться годами — эта специфика известна. А сколько сейчас у вас активных дел в Марий Эл?

— В производстве находится 11 дел, по которым наши юристы ведут работу. В этом году подали 148 жалоб и обращений на незаконные решения и действия. Шесть жалоб находятся на рассмотрении в Европейском суде по правам человека.

— Наиболее известное из ваших дел 2016 года связано с судом по компенсации морального вреда за смерть при трудоустройстве в республиканский ОМОН Максима Ядыкова.

— В городском суде Йошкар-Олы нам удалось взыскать с МВД России 2 млн рублей морального вреда, причиненного семье Максима его гибелью. Но до вступления этого решения в законную силу МВД подало апелляционную жалобу в Верховный суд Марий Эл. Ее рассмотрят, скорее всего, уже в следующем году.

— В течение года дошло до суда дело трехлетней давности. Тогда сотрудники полиции избили жителя Моркинского района. Один из них стал обвиняемым. Что такого случилось?

— Мы подавали очень много обращений в прокуратуру. В конце концов прокурор района направила дело на рассмотрение в Моркинский районный суд уголовное дело в отношении бывшего сотрудника дорожно-патрульной службы. Он обвиняется в превышении должностных полномочий с применением насилия (пункт «а» части 3 статьи 286 Уголовного кодекса). Сотрудники республиканской ДПС ГИБДД при задержании избили и сломали руку жителю поселка Морки Валентину Александрову в сентябре 2012 года. А в феврале 2013-го он обратился за юридической помощью к правозащитникам.

— Это два самых громких дела, которые ведут юристы Комитета на территории Марий Эл. Есть ли прогресс по другим? Вы упоминали 11 активных дел в производстве.

— В конце этого года по трем делам, основанным на жалобах йошкаролинцев на пытки со стороны сотрудников дорожно-патрульных, патрульно-постовых служб и оперативных работников, были возобновлены доследственные проверки.

Следственный комитет России отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела пятилетней давности, обязав марийских следователей провести дополнительную проверку по жалобе йошкаролинца Дмитрия Ефремова на избиение сотрудниками милиции в 2008-м году.

Затем первый заместитель прокурора Марий Эл Юрий Ворончихин, удовлетворив нашу жалобу, отменил 21-й по счету отказ в возбуждении уголовного дела и отправил материалы в Следственный комитет на дополнительную проверку. Семь лет йошкаролинец Вячеслав Тимощенко и мы, как его представители, пытаемся добиться возбуждения уголовного дела по факту применения к нему насилия сотрудниками милиции в 2009 году. В связи с нарушением разумных сроков уголовного судопроизводства прокуратурой города было установлено бездействие должностных лиц Следственного отдела по Йошкар-Оле.

По третьему делу заместитель прокурора Йошкар-Олы Эдуард Петров отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению местного жителя Евгения Дыдычкина, пожаловавшегося в 2013 году на избивших его сотрудников полиции. Это было уже десятое отказное постановление, признанное незаконным. Городская прокуратура выявила нарушения прав заявителя, поставила вопрос о принятии соответствующих мер в отношении следователя и заместителя руководителя следственного отдела.

— Я правильно понимаю, что информации о новых случаях пыток и превышения правоохранителями своих полномочий становится меньше?

— Я не могу этого утверждать, но совершенно точно число обратившихся за юридической помощью к правозащитникам по этим поводам снизилось.

— Как складываются отношения правозащитников с представителями Следственного комитета и прокуратуры?

— Хочется положительно отметить принципиальную позицию прокуратуры Йошкар-Олы и республики в вопросах защиты прав потерпевших по некоторым находящимся в нашем ведении делам. Я оцениваю как эффективную работу руководителя Звениговского межрайонного следственного отдела Владимира Ерофеева при расследовании уголовного дела по избиению Валентина Александрова сотрудником ДПС. Но, к сожалению, в большинстве случаев и качество расследования дел, и доследственные проверки по жалобам на пытки в органах следствия нельзя назвать эффективным. Следователи могут годами проводить проверку по одной жалобе, вынося шаблонные незаконные отказные постановления, а их руководство не осуществляет необходимого контроля за решениями подчиненных.


В 2017 году юристы Комитета по предотвращению пыток продолжат вести работу по всем находящимся в производстве делам. Прием пострадавших от применения насилия со стороны представителей правоохранительных органов ведется в йошкар-олинском офисе организации, расположенном по адресу: ул. Пушкина, д. 30, каб. 5; адрес электронной почты: kpp-mari-el@yandex.ru.