Воскресенье 11 декабря в Сыктывкаре было морозным и солнечным. В полдень возле театра оперы и балета республики на митинг против слияния министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта и министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды собралось небольшое количество протестующих — всего, если считать и журналистов, около сорока человек. Некоторые участники акции быстро замерзли и ушли до ее окончания, некоторые явились позже. Несколько полицейских мерзли чуть поодаль. Вокруг гуляли родители с детьми. Дети изображали ангелов: падали на широкое заснеженное крыльцо театра, усердно водили по снегу руками и ногами и смеялись.

Сыктывкарские митингующие тоже были не против посмеяться. Видимо, они решили взять не числом, а креативностью: на одном из плакатов глава республики Сергей Гапликов пил нефть из соски, расположившись на руках у «нефти-матушки» авторства художника Васи Ложкина, надпись на другом плакате гласила, что даже котики против слияния Минпрома и Минприроды.

 

 

Первой выступила организатор митинга, председатель общественной организации «Экологи Коми» Нина Ананина. Она рассказала о сути проблемы:

— Новое ведомство говорит: мы не забудем экологическую составляющую. Только оно и раньше не могло ее забыть. Без большого блока экологического управления никто бы им лицензию [на определенный вид деятельности] не подписал. Но раньше эту лицензию составляло независимое ведомство, без подписи которого промышленники не могли ничего делать. Теперь же будет одна подпись — министра промышленности.

Общественница напомнила, что Минприроды также занималось экспертизой любой деятельности. Решение о начале производственного процесса или о его модернизации принимали независимые эксперты, которых нанимало Минприроды. Ананина уверена, что теперь, когда оплачивать эту работу будет министерство промышленности, требования к экспертизе снизятся.

— Мы считаем, что идет лоббирование интересов промышленности, — сказала Ананина. — Не будем забывать, что первое, о чем сказал новый министр [промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Николай Герасимов]: в национальном парке «Югыд ва» будет добываться золото. Удивляться не приходится, добыча золота в нацпарке интересует нового министра еще с 90-х годов. Сегодня прокуратура объявила незаконным любое действие, связанное с добычей золота в «Югыд ва». Несмотря на это, новый министр с апломбом заявляет, что добыче золота быть.

Нина Ананина утверждает, что запасов золота в национальном парке — на десять лет. Но в местах, где хотят проводить добычу, берет начало река Кожим, хоть как-то очищающая русло Печоры от ежегодных нефтеразливов.

— Они [промышленники] уйдут, а что останется нам и нашим детям? Лунный ландшафт? У нас сложилось четкое ощущение, что указ, подписанный 17 октября, был не продуман до конца, не были просчитаны риски и конфликты интересов. Мы даже не знаем, кто его придумал, — с этими словами председатель «Экологов Коми» напомнила о недавней встрече общественников с представителями администрации главы Коми, где экологи попросили предоставить им юридически обоснованное заключение об этом указе. Чиновники отказались его показать, сославшись на то, что поиск документа займет много времени.

Ананина предположила, что такого документа может вообще не существовать, и попросила собравшихся принять резолюцию за отмену указа о слиянии министерств. Инициаторы митинга не знают, было ли решение об объединении министерств с кем-то согласовано, поскольку приняли его без консультаций с общественниками и научным сообществом.

 

Валентина Семяшкина, Нина Ананина, Иван Иванов

 

Вслед за Ананиной выступил заместитель председателя Комитета спасения Печоры (КСП) Иван Иванов. Он рассказал о том, что протестное движение против объединения министерств началось с обращения к чиновникам разного уровня, включая президента. Активист посетовал на то, что глава Коми Сергей Гапликов переадресовал письмо общественников главе Минпрома Николаю Герасимову.

— Это, по нашему мнению, нарушение закона о порядке рассмотрения обращения граждан: тот, кто уполномочен отвечать на наш вопрос, на него не ответил. В письме из администрации президента Российской Федерации был фактически тот же текст, что и в ответе Герасимова. Мы не увидели ответов по существу: каким образом будет осуществляться федеральный и региональный экологический надзор, как будет устранен конфликт интересов? — перечислил сомнения Иванов. По его словам, упомянутая Ананиной встреча с чиновниками показала, что диалога с властью нет. — Эта проблема ближе жителям деревень. Они реально видят последствия [добычи природных ископаемых и вырубки лесов] и знают, что их ждет без надлежащего контроля за добытчиками. Конечно, были претензии и к министерству природных ресурсов. Но было к кому обращаться и с кого требовать. Мы считаем, что это решение могло родиться даже не в республике, это воля Москвы. Стране нужны деньги — много и немедленно. Считается, что ради этого возможно пожертвовать экологией, жителями, которых немного. Мы считаем, что это неприемлемо, мы не согласны с этим категорически!

Активист КСП рассказал, что после митинга в Сыктывкаре планируется расширенное заседание Комитета спасения Печоры, которое должно пройти 17 декабря в Ижме. При необходимости протестная деятельность будет расширена. Есть вероятность проведения общереспубликанского референдума за отмену указа о слиянии Минприроды и Минпрома.

 

Эрнест Мезак

 

Выступить решил и правозащитник Эрнест Мезак. Он рассказал, что давно участвует в экологическом движении. Начав заниматься проблемами нацпарка «Югыд ва» еще в 1994 году, он познакомился с нынешним главой Минпрома.

— Он очень хороший и душевный человек в общении, стихи пишет, — охарактеризовал Герасимова Мезак, — но живет в каком-то собственном мире. Такому хорошему человеку, но с таким узким кругозором доверять охрану окружающей среды нельзя. Я бы и господину Полшведкину [бывший министр природных ресурсов Коми Роман Полшведкин] ее не доверил, потому что министерство природных ресурсов тоже было компромиссом между ресурсной и экологической составляющими. Прозвучала оценка, что золота в «Югыд ва» на десять лет. Я вас уверяю, что его и на два года не будет. Суть деятельности геологов зачастую сводится к тому, чтобы максимально завысить оценки [запасов месторождений полезных ископаемых], чтобы им дали больше денег на жизнь в нашей непростой экономической ситуации.

По мнению Мезака, республике необходимо именно министерство экологии, а соединить министерство природных ресурсов с охраной окружающей среды значит «скрестить коня и трепетную лань».

— Экологическое ведомство у нас было до 1999 года, — напомнил он, — его разогнал наш уважаемый президент Владимир Владимирович Путин. А до него это сделал [в рамках республики] первый глава Коми Юрий Алексеевич Спиридонов.

Высказавшись, правозащитник передал мегафон Нине Ананиной, которая зачитала резолюцию с требованием отменить слияние министерств. Замерзшие и слегка приплясывающие митингующие приняли ее единогласно.

Коротко, «чтобы не заморозить собравшихся», выступила активист КСП Валентина Семяшкина.

— Нам [Комитету спасения Печоры] довелось работать со всеми структурами, которые в республике представляли охрану природы, — рассказала она. — Мы далеко не всегда были довольны, но, по крайней мере, с ними можно было работать. Я не представляю, как это делать с министерством промышленности, это то же самое, что работать с «Лукойлом». КСП старается работать с этой компанией, чтобы она умерила пыл и не заливала так активно бассейн Печоры нефтью. Но все становится только хуже.

По мнению Семяшкиной, та же ситуация сложится и с Минпромом, потому что его цели совпадают с целями добывающих компаний. Она предположила, что небольшое количество митингующих можно объяснять не только морозом: жители городов, в отличие от жителей Припечорья, редко сталкиваются с экологическими проблемами.

— Сейчас во многих городах и районах [республики] прошли конференции коми народа. Почти на всех люди единогласно выступили против объединения министерств. Люди сталкивались на Удоре с вырубленными лесами, в Припечорье — с залитыми нефтью реками. К сожалению, новые власти республики полностью это игнорируют. Поэтому нам надо быть активнее, в том числе и сыктывкарцам, — считает активистка.

Участникам митинга удалось выстоять на морозе полчаса, после чего они сделали коллективное фото и разошлись. Корреспондент «7x7» попросил Нину Ананину прокомментировать акцию.

— Это первый митинг, который я организовывала, — рассказала она. — Мы надеялись, что народу придет хотя бы не меньше, чем в районах. Но жители нашего города просто не видят негативного воздействия. Если бы произошел резкий выброс на ЛПК, их бы всколыхнуло. Но сегодня теплый диван им был важнее. Мы звали их через социальные сети и приглашали лично, обращались к общественным организациям, в частности, надеялись на сыктывкарское отделение «Изьватас», но что-то мы их представителей сегодня не видели. Я до этого на митингах особо не бывала, не то что организовывать, и свою задачу видела в том, чтобы разъяснить суть проблемы. С этой задачей я справилась, но мы не зажгли людей. Нам надо менять подход, лучше заниматься спичрайтерством. Все выступавшие болеют вопросами экологии и являются экспертами в этом направлении. Но, может, нам нужны свои че гевары? Будем искать.


17 октября глава Коми Сергей Гапликов подписал указ о слиянии министерства промышленности, энергетики и транспорта с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

21 октября три крупные общественные организации — Комитет спасения Печоры, «Экологи Коми» и «Изьватас» — выступили против слияния ведомств, написав обращения президенту России Владимиру Путину, министру природных ресурсов России Сергею Донскому, главе Коми Сергею Гапликову и в Госсовет Коми. Глава Минпрома Николай Герасимов заявил, что слияние министерств не нанесет вреда экологии Коми.

22 октября лидер «Экологов Коми» Нина Ананина вышла к зданию администрации главы республики с одиночным пикетом против слияния министерств, где ее задержала полиция.

26 октября в разных районах Коми прошла серия одиночных пикетов в поддержку требований Нины Ананиной. 27 октября общественники протестовали в Сосногорске.

28 октября создана петиция с требованием вернуть республике Минприроды. На данный момент ее подписали около 60 тысяч человек.

14 ноября митинг против слияния министерств прошел в Ижме. Общественники, в частности, заявили, что «лучше уж с плохим сторожем остаться, чем вообще без сторожа».

15 ноября общественники на встрече с представителями администрации главы Коми, заявили, что видят в слиянии министерств коррупционную составляющую.

20 ноября за сохранение Минприроды митинговали жители Усть-Усы и соседних деревень, несмотря на то, что чиновники пытались препятствовать проведению акции.

27 ноября жители села Мутный Материк вышли на пикет против слияния министерств в тридцатиградусный мороз.

28 ноября Сыктывкарский городской суд оштрафовал Нину Ананину за одиночный пикет.

30 ноября общественники обратились в прокуратуру Коми с просьбой провести правовую и антикоррупционную экспертизу указа о слиянии министерств.