Молельная роща, расположенная неподалеку от деревни Тумъюмучаш Куженерского района — одна из 35 языческих рощ, в которых в настоящее время собираются приверженцы традиционной религии марийцев. 6 ноября здесь состоялись последние в 2016 году большие моления. Все подробности — в репортаже корреспондента «7x7».

— Подойдите к любому карту, предъявите удостоверения, он вас запишет и расскажет, что можно снимать, а чего нельзя, — проинструктировала по телефону секретарь верховного карта Марий Эл Галина Ласточкина. Ближайший карт — языческий жрец, человек в белом кафтане и традиционной шапке, руководит приготовлением жертвенной пищи у кострища. Альберт Рукавишников — в прошлом майор милиции, а сейчас один из совета старейшин традиционной религии марийцев. Он рассказал, чего нельзя фотографировать во время молений: в кадре не должно быть крови жертвенных животных, в момент молитвы не следует снимать лицо карта (по крайней мере, верховного) и не нужно делать снимки с определенной стороны площадки для жертвоприношений.

 

 
 
 

 

Поздние осенние языческие моления — последние в году. После них проходят лишь семейные моления, о которых марийцы не распространяются.

 

 
 
 

 

Большие всемарийские моления проходят в кюсосто — молельной роще деревни Тумъюмучаш Куженерского района раз в пять лет. Никто пока не знает, где они пройдут в следующем году.

 

 
 
 

 

Осенние моления — жертвенные. В жертву в Тумъюмучаш приносят гусей. К нашему приезду птицу начинают готовить. Цельные разделанные тушки связывают по три и погружают в котлы. Гусей варят сразу в нескольких котлах. Позже в этих котлах будут готовить суп и кашу из разных принесенных участниками молений круп.

 

 
 
 

 

Все моления разделены на пять площадок. Каждая из площадок — центр жертвоприношений и почитания в честь одного из пяти языческих богов: бога-творца Тун Юмо, земли-матери Мланде Ава, духа рождения Шочын Ава, покровителя общины Мер Юмо и духа справедливости Курык Кугыза. Таблички с указанием, какому богу готовится жертва и что за моления тут будут, размещены на главных священных деревьях — онапу. Считается, что через эти деревья происходит связь с богами.

Участники молений жертвуют богам крупу, хлеб, соль, монеты или бумажные деньги, свечи, вышитые полотенца. Помощники одного из картов подтверждают: гусей и других жертвенных животных чаще приобретают «централизованно», так лучше можно организовать процесс приготовления.

— Карт — это не профессия. У каждого есть своя работа, — объясняет подъехавшая секретарь Верховного карта. — Вот, например, Таныгин (Верховный карт), вы видели, наверное, приехал на машине с надписью «Деревенское молоко».

Известно, что Александр Таныгин занимается фермерством, у него большая пасека.

 

 
 
 

 

Верховный карт рассказывает о том, как проведет моления: перед просьбами к творцу выскажет благодарность за очередной хороший год. Попросит такого же хорошего для марийцев и всех, кто рядом с ними живет, на будущий год.

У Таныгина 25-летний жреческий стаж. Он стал картом в родной деревне после смерти отца, проводившего моления. В 1998 году избран Верховным картом Марий Эл.

На каждой из пяти молельных площадок продолжается работа: меняются котлы, в которых готовится пища, постоянно добавляются все новые и новые блюда. Прибывают новые «прихожане». Они приносят еловые ветки — для того, чтобы во время моления встать на них коленями.

Процесс приготовления пищи — самый трудоемкий, и занимает он большую часть молений, начавшихся для журналистов и гостей в 11, а для остальных участников — раньше 9 утра. Примерно в два часа дня жертвы приготовлены, карты с помощниками облачены в нарядную национальную одежду. Они подходят к жертвеннику и начинают произносить молитву. Участники молений окружают площадку — между ними и жрецами находится кострище. Люди встают на колени. По мере чтения молитв они одновременно кладут поклоны — ритуал, знакомый и православным, и мусульманам.

 

 
 
 

 

Молитва длится час, может быть, чуть больше.

Общая трапеза после молений начинается уже в легких сумерках. В пятом часу вечера участники покидают молельную рощу. Последними ее оставят языческие жрецы — после завершения трапезы они проведут в роще свой совет, на котором подведут итоги.