Общественные организации «Комитет спасения Печоры», «Изьватас» и «Экологи Коми», написавшие обращение против объединения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства промышленности Коми к губернатору Сергею Гапликову, наконец получили ответ. Но не от главы региона. Общественникам ответил вице-премьер республики, министр промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Николай Герасимов. О том, что на заданные Гапликову вопросы отвечать будет зампред правительства, администрация главы Коми уведомила заранее.

В своем ответе Николай Герасимов поспешил успокоить возмущенных активистов, которые опасаются увеличения экологических рисков после слияния министерств.

«Коллектив Минприроды РК продолжает функционировать, управления, отделы и подведомственные учреждения работают в штатном режиме, все находятся на своих рабочих местах, специалисты выполняют свои непосредственные обязанности. Работа не останавливается, и процесс реорганизации никак не отражается на качестве оказываемых услуг <…>. Весь блок охраны окружающей среды, блок государственного экологического надзора и экспертизы, а также блок управления лесного хозяйства будут сохранены», — оптимистично говорится в письме.

 

 

 

 
 
 

 

В то же время в ответе Николая Герасимова есть слова о том, что объединение министерств позволит создавать новые предприятия, рабочие места и привлекать инвестиции в регион. Но с желанием привлечь инвестиции удивительным образом совпадает, например, намерение вывести из состава национального парка «Югыд ва» месторождение «Чудное», где все еще планируют добывать золото. Ответ грешит довольно расплывчатыми формулировками.

Например, говорится, что новый способ управления природно-ресурсным потенциалом поможет создать валовый национальный продукт, который повысит качество жизни. Что это за продукт, как именно он будет создаваться, остается неясным. Нет конкретики и по поводу соблюдения правил охраны окружающей среды при том, что производство собираются наращивать. Герасимов пишет, что экологический контроль станет еще строже, но при этом контролирующие организации будут находиться в ведении министерства, отвечающего за развитие промышленности. А это, согласитесь, содержит в себе ряд противоречий: промышленным и добывающим компаниям экологические проверки мешают наращивать обороты, штрафы и рекультивация после различных техногенных аварий приводят к финансовым издержкам.

Однако претензии общественников относятся даже не столько к тексту ответа. Заместитель председателя Комитета спасения Печоры Иван Иванов считает, что Герасимов нарушил закон «О порядке рассмотрения обращений граждан»:

— Я считаю, что он не имел права рассматривать наше обращение, вместо этого министр должен был передать письмо назад — Гапликову. Кроме того, мы рассматриваем судебную перспективу, так как нарушается принцип независимости государственного экологического надзора.

По нашей просьбе ответ общественникам прокомментировала юрист «Гринпис России», кандидат юридических наук Мария Пшеницина.

— В решении о слиянии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми в единое Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта прослеживается доминирование интересов промышленного развития и освоения природных ресурсов над экологическими интересами, — считает эксперт. — На примере практики реорганизации и распределения полномочий между органами исполнительной власти федерального уровня можно говорить о действительно эффективном исполнении природоохранных полномочий исключительно в случае существования независимого государственного органа. С 1992 года по 2000 год это были Минэкологии России, Минприроды России, Госкомэкология России. Ныне существующая практика сосредоточения функций по охране и использованию природных ресурсов у единого органа — Минприроды России — показывает невозможность эффективной организации независимого контроля и надзора за выполнением экологических норм и требований, рационального распределения и использования ресурсов. В особенности это прослеживается на примере государственного управления особо охраняемыми природными территориями.

Передача полномочий по охране и использованию природных ресурсов органу, имеющему промышленную, энергетическую и транспортную направленность, скорее всего, будет означать полное забвение охраны окружающей среды, сопровождаться абсолютной приоритезацией промышленного развития и неограниченной эксплуатацией природных ресурсов, первостепенным решением экономических задач. Главное, что может быть полностью утеряно, — независимость при осуществлении государственного экологического надзора и проведении государственной экологической экспертизы. Возникает высокая вероятность полного подчинения при выполнении существующих экологических функций требованиям промышленного, энергетического и транспортного сектора.

Уже после ответа Герасимова общественники получили ответ на обращение из администрации президента России. В первых двух абзацах сообщалось, что документ принят к рассмотрению, и в целях объективного и всестороннего рассмотрения в правительство Республики Коми был направлен соответствующий запрос. Далее следовал полностью скопированный ответ Николая Герасимова.

 

 

 
 
 

 

Представители Комитета спасения Печоры, «Изьватас» и «Экологов Коми» считают, что таким образом чиновники просто тянут время: администрация президента не дала ответа по существу — отсутствует оценка действий правительства Коми, не принято решение о том, удовлетворить требование общественников, отказать им или отправить письмо на дальнейшее рассмотрение.

***

21 октября представители организации «Экологи Коми», Комитета спасения Печоры и движения «Изьватас» написали обращение с требованием отменить решение об объединении министерства промышленности с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Письма с обращением были отправлены президенту России Владимиру Путину, министру природных ресурсов России Сергею Донскому, главе Коми Сергею Гапликову и в Госсовет Коми. Решение о слиянии принял Сергей Гапликов, 17 октября он подписал соответствующий указ. Одиночные пикеты против объединения Минпрома и Минприроды начались с акции руководителя «Экологов Коми» Нины Ананиной 22 октября возле здания администрации главы Коми. Во время акции общественницу задержали. Региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга» тоже написал обращение к главе Коми, где говорилось, что при принятии решения не были учтены отрицательные факторы. 26 октября в трех районах республики прошла серия одиночных пикетов против слияния министерств и в поддержку акции Нины Ананиной. 27 октября на одиночные пикеты вышли жители Сосногорска. Глава Минпрома Коми Николай Герасимов сказал, что объединение министерств не нанесет урон экологии. Общественники создали петицию с требованием вернуть республике министерство природы. Подписать петицию можно на сайте change.org. К моменту публикации этого материала свои подписи под документом оставили уже порядка 16 тысяч человек. Активисты Комитета спасения Печоры намерены 14 ноября провести в Ижме митинг против слияния министерств и написали обращение к жителям села и района. Жители Усть-Усы собираются на митинг 20 ноября, о чем подали уведомление в администрацию Усинска.