Второй год в Сыктывкаре прошла акция «Возвращение имен», посвященная памяти репрессированным и убитым узникам ГУЛАГа. Около часовни на пересечении улиц Кирова и Домны Каликовой люди читали имена жителей Коми, расстрелянных в 1930-е годы по приказу НКВД.

 

 

Акция получилась немногочисленной: к часовне пришло около 20 человек. Организаторы, члены Коми регионального отделения Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал», собрали информацию об убитых: дата и место рождения, проживание, дата ареста, статья, преимущественно 58-я, и дата расстрела. Некоторые люди пришли с фотографиями своих родственников, погибших в годы советского террора.

 

 
 
 

 

— «Мемориал» давно дал оценку этим событиям. Опубликованы десятки книг. Официальные власти тоже дали оценку. Президент России Путин официально заявляет, что репрессии — это преступление. Официальная оценка дана вроде бы, — сказал историк Михаил Рогачев. — Но эти слова не преломляются в дела. Только сейчас решили поставить общий памятник в Москве репрессированным. Нашли проект, утвердили. Только эту официальную оценку репрессиям не развивают и не пытаются убедить в ней людей. Общество по-прежнему остается расколотым по отношению к террору. Косвенно правительство само же и опровергает свою оценку, когда министр культуры Мединский официально заявляет, что исторической истиной является только то, что полезно России и что это критерий научности. А это не приходит в противоречие с официальной оценкой террора и борьбы с инакомыслием. Когда сегодня ставят памятники Сталину как великому полководцу, отодвигается на второй план другое, что он сделал. Когда мы убеждаем людей, что в нашей истории все было прекрасно, приходится задумываться о том, не является ли такая оценка лукавством.