Владимир Торлопов, возможно, стал подозреваемым в уголовном деле по статье Уголовного кодекса РФ «создание преступного сообщества или участие в нем». «Возможно» — потому что официальных сообщений ни от одной из силовых структур к моменту публикации нет. Источники сразу нескольких изданий говорят о том, что делом занимается Следственный комитет России, и подтверждают сам факт существования дела. Скорее всего, речь идет о «деле Гайзера», и, по сообщениям СМИ, Торлопову 6 октября должны избрать меру пресечения.

 

У него была неприкосновенность сенатора

С 2010 года Торлопов был сенатором от Коми в Совете Федерации, но в конце сентября он в числе 30 сенаторов написал заявление о досрочном прекращении полномочий. Часть бывших сенаторов избралась в Госдуму, а другую часть, в том числе и Торлопова, сменили новые назначенцы от регионов. Новым сенатором от Коми стал Дмитрий Шатохин. Сенатор считается «спецсубъектом», силовики могут завести уголовное дело, но для того чтобы, например, допросить или задержать сенатора, нужно направить запрос в Совет Федерации с требованием лишить подозреваемого неприкосновенности. В течение года источники «7х7» сообщали, что уголовное преследование Торлопова — вопрос именно прекращения его сенаторского статуса.

 

А еще он два срока был главой Коми

Владимир Торлопов руководил республикой с 2002 по 2010 год. В конце 2001 года он победил на всенародных выборах, опередив по голосам первого главу Коми Юрия Спиридонова, а в январе 2002 вступил в должность. На второй срок его назначил президент страны Владимир Путин. В 2010 году пришел Вячеслав Гайзер, кандидатуру которого внес на рассмотрение регионального госсовета, а фактически — тоже назначил на тот момент президент России Дмитрий Медведев. После вступления в должность Гайзер поручил своему предшественнику представлять интересы региона в Совете Федерации. После выборов главы в 2014 году Гайзер снова принес присягу и продлил срок сенаторских полномочий Торлопова.

 

«Всегда были рядом»

После своего переназначения на второй сенаторский срок Торлопов говорил о Гайзере как о человеке, который «практически всю свою сознательную жизнь был рядом». Так и есть. Торлопов, Гайзер и Александр Зарубин, которого считают настоящим руководителем предполагаемой преступной группы Гайзера, давно знакомы. Зарубин возглавлял «Комисоцбанк», в нем вместе с ним работал и Гайзер, а Торлопов в то время был спикером регионального госсовета. Именно Зарубин, по некоторым данным, вложился в предвыборную кампанию непопулярного на тот момент Торлопова, после его избрания стал его советником и привел на ключевые посты в республике своих людей. Новая команда при Торлопове, а затем и при Гайзере, начала брать под контроль прибыльные республиканские активы.

 

Кто следующий?

Пока непонятно, но, по данным источников, вопросы у сотрудников правоохранительных органов могут возникнуть и к бывшему прокурору Коми, экс-депутату Госдумы от республики Владимиру Поневежскому. Он не прошел в новый созыв и также, как и Торлопов, лишился неприкосновенности. По некоторым данным, назначение в 2008 году Поневежского прокурором республики вместо неудобного Александра Шуклина, под руководством которого были заведены уголовные дела на высокопоставленных республиканских чиновников, лоббировала именно зарубинская команда. В 2011 году Поневежский при поддержке местных властей, несмотря на должность прокурора, участвовал в праймериз «Единой России», после чего прошел в Госдуму. По словам нынешнего руководителя республиканской прокуратуры Сергея Бажутова, действующие в Коми федеральные органы находились под влиянием органов исполнительной власти республики — хотя в силу закона они им не подчиняются.

«Высокопоставленные региональные чиновники контролировали вопросы назначения на должности руководителей, при этом назначения осуществлялись по степени приближенности и „преданности“», — говорил прокурор.