Представители независимых наблюдательных сообществ не так давно подняли тему административных предвыборных штабов и координационных структур, которые региональные власти создают на базе администраций глав регионов. Их целью является достижение положительного результата на выборах для одной или нескольких политических партий. Как правило, речь идет о скрытой поддержке региональными властями партии власти. Информация о применении «административного ресурса» появляется и в Марий Эл. Некоторые из кандидатов уже направили свои жалобы в ЦИК России на помехи, которые им чинят чиновники. «7x7» провел опрос среди представителей региональных отделений политических партий.

Вопросы были такие: 1. Есть ли в Марий Эл признаки существования административного предвыборного штаба? 2. Если да, то в чью пользу работает этот координационный временный орган? 3. Как региональные отделения партий собираются реагировать на факты нарушений, с которыми сталкиваются?

Геннадий Зубков, секретарь Марийского республиканского комитета КПРФ:

— Существует ли в Марий Эл предвыборный штаб «административных» кандидатов, реальными доказательствами мы не располагаем. Но, судя по идентичным методам и формам работы представителей районных администраций муниципальных образований, есть все основания полагать, что со стороны республиканских властей проводится координационная работа. Например, когда осуществляется сбор подписей среди населения в поддержку кандидата партии власти. Или когда при участии государственных органов и органов местного самоуправления, не являющихся субъектами избирательного права, составляются списки избирателей, голосующих на дому. Сейчас практически одновременно в разных районах республики происходят похожие инциденты — порча или хищение рекламных баннеров нашего кандидата Сергея Казанкова. Поток жалоб о якобы существующих нарушениях пишется в одном стиле, как будто под копирку, одной и той же группой юристов. И в этом мы тоже видим признаки наличия административного предвыборного центра. Поэтому скорее он существует, чем нет.

 

Роман Золотухин, председатель регионального совета партии «Родина»:

— На сегодняшний день явных проявлений этого нет, но мы знаем, что это есть.

 

Альберт Фёдоров, координатор регионального отделения ЛДПР:

— От избирателей до нас доходят сведения о сборе подписей в поддержку кандидатов от партии власти, организованном административно, при участии муниципалитетов, госслужащих. Также проводилась работа в поддержку одномандатников-самовыдвиженцев. Подписи собирают в поддержку кандидатов от правящей партии. Мы фиксируем факты, и когда соберем необходимое их количество, направим жалобу в ЦИК России.

 

Наталья Глущенко, председатель регионального отделения «Справедливой России»:

— Предвыборный административный штаб в республике есть. Об этом говорят наши данные: бюджетникам, чиновникам и трудовым коллективам предприятий предлагается заполнять анкеты формата «1%2B6» — заполни сам и поручись за еще шестерых. Собрания, на которых распространялись эти анкеты, проходили в Гильдии строителей Марий Эл, МЧС, в сельских администрациях. Дошло даже до того, что не просто наших избирателей, а активных членов «Справедливой России» обязывали в одном из районов участвовать в этой работе. Анкеты — это база, которую задействуют в день голосования. Вместе с анкетами выдаются памятки, в которых описаны действия человека, обязавшегося привести нескольких избирателей «Единой России»: он должен напомнить закрепленным за ним о голосовании накануне. Безусловно, таким образом создаются благоприятные условия для одной из партий, участвующих в выборах. Что касается сбора фактов для подачи жалобы в ЦИК, то он пока затруднен. Люди боятся за свое будущее, говорят, что не готовы писать заявления.

 

Андрей Смышляев, руководитель регионального отделения «Гражданской платформы»:

— Я предполагаю, что в Марий Эл нет административного предвыборного штаба, так как представители правящей партии постоянно мониторят общественное мнение граждан, штаб «Единой России» есть всегда, и зарплату там получают исправно. Свидетельства этого: множество фейковых страниц в социальных сетях, которые используются для необоснованной критики в мой адрес. Это происходит каждый раз, как я размещаю очередной видеосюжет о попытке решить проблемы граждан.

Смешно наблюдать за пиаром некоторых кандидатов в их борьбе с «трудностями» избирательной компании: надписи на контейнерах, зарегистрированные «двойники», порванные плакаты (но при этом лицо кандидата никто не повредил — если бы хотели порвать, сорвали бы весь плакат).

Если кандидат не уверен в своих силах, он будет обвинять власть в том, что ему препятствуют. Лично я уверен, что назначение Эллы Памфиловой руководителем ЦИК России является знаковым событием в этой избирательной кампании. Успешен тот, кто видит не проблему, а решение. Хватит некоторым кандидатам заниматься «охотой на ведьм».

 

Корреспондент «7x7» обратился с вопросами о признаках административного предвыборного штаба в региональное отделение «Единой России». По просьбе представителей пресс-службы был направлен письменный запрос на имя секретаря регионального отделения партии Владимира Мухина.

Свое мнение о предвыборном администрировании в Марий Эл высказал блогер «7x7», политолог Константин Строкин:

— Такой предвыборный штаб есть, но не административный, а центрально-партийный, то есть имеющий непосредственное отношение к партии власти, синхронизирующий свою работу с «федералами» и «регионалами».

Первый признак работы такого штаба заключается в мягком старте предвыборной кампании «Единой России». По сути, саму партию почти не видно, лишь Ларису Яковлеву можно разглядеть. Скорее всего, это связано с переговорными процессами между местными и москвичами — сопоставление тактик, обмен информацией, выработка общей стратегии, взаимные уступки, поиск точек соприкосновения. Но я думаю, что центр тяжести находится вне региональной администрации.

Кто входит в этот штаб? Эксперты из Москвы и местные чиновники из «серого дома» — два-три человека, сидящих, понятно, выше четвертого этажа. Не интересно, какие фамилии пропишут в бумагах, важен сам «фильтр и лобби» — то есть двое из «аборигенов» (местных чиновников), которые более 10 лет не меняются, и двое-трое «гостей» (приезжих политтехнологов).