В Петрозаводске 19 июля прошла конференция партии «Яблоко», где был утвержден список кандидатов на выборы в Заксобрание Карелии, которые пройдут 18 сентября 2016 года. Список кандидатов от партии возглавила лидер «Яблока» Эмилия Слабунова.

Однако помимо членов партии «Яблоко» в списках кандидатов-списочников и кандидатов-одномандатников оказалось несколько неожиданных фамилий. Это в первую очередь относится к единороссу Дмитрию Макееву, депутату Петрозаводского городского совета, активно выступавшего за удаление в отставку экс-мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. Сейчас Ширшина включена в федеральную десятку кандидатов от «Яблока» на выборы в Госдуму России. В списке также появились фамилии единороссов Алексея Зюзина, Анатолия Васильева, Натальи Петриляйнен, Андрея Ореханова, а также справоросса Андрея Рогалевича.

Это вызвало всплеск интереса к партийному списку «яблочников» и критику в отношении «яблочного» руководства. По просьбе редакции «7x7» ситуацию прокомментировал Василий Попов — карельский бизнесмен и политик, бывший руководитель карельского отделения «Яблока» и член федерального политсовета партии, находящийся в настоящее время в Финляндии. Попов подчеркнул, что дает комментарий как «внешний эксперт», а не как непосредственный участник событий.

— Во-первых, общеизвестно, что «Яблоко» в Карелии уничтожено. Об этом говорит вся губернаторская команда, представители других партий и политологи. Поэтому выдвижение Макеева, Зюзина, Васильева, Рогалевича, Ореханова от «Яблока» не выглядит для них как способ удачно пристроиться. К этим людям с предложениями подходили представители других парламентских партий, но они выбрали «Яблоко».

Во-вторых, партия «Яблоко» выстраивает в России широкую коалицию. В этой коалиции участвуют бывшие члены других партий — от единороссов до коммунистов. Традиционно яблочники стараются не связываться с ЛДПР и теми, кто слишком часто меняет партии. Почему в Карелии «Яблоко» должно отказаться от курса на широкую коалицию?

Есть фигуры среди единороссов, которые для яблочников неприемлемы, но вышеуказанные, а также Петриляйнен, к ним не относятся. Каждая фамилия внимательно изучалась. Негативные высказывания в адрес «Яблока» и лидеров на предыдущих этапах их политической карьеры — не повод для отказа от сотрудничества. Я, например, думал о том, как мы будем строить кампанию против Макеева, если он будет нашим противником, и понял, что реально козырей в противостоянии с ним у яблочников не будет. Он не [Александр] Худилайнен, не [Геннадий] Боднарчук и не [Николай] Тараканов.

Знаю, что яблочники изучали каждого кандидата очень пристально, а ко многим обращались с просьбой сами. Многие представители других партий вошли в список из личного уважения к Слабуновой и Ширшиной, хотя понимали, что очень сильно рискуют. Многие считают, что «Яблоко» — единственная сила в Карелии, противостоящая Худилайнену и его питерской команде. Многие поддерживают «Яблоко», но побоялись за себя, свою работу, бизнес и семьи. Поэтому отказались войти в список. А те, про кого вы говорите, согласились, несмотря на наличие у них другого, более комфортного и безопасного выбора. И уже этим они заслуживают уважения. Представляю, каким будет давление на них сейчас. Не уверен, что все они продержатся до конца кампании.