Основным источником нефтезагрязнения ручья Малый Войвож, рек Ярега и Ухта через очистные сооружения нефтешахты № 1 НШУ «Яреганефть» в апреле 2016 года стал сброс нефти из дренажной канавы, которая использовалась в качестве накопителя нефтесодержащей жидкости и отстойника. Такая информация прозвучала 9 июня на заседании правительства Коми. Пресс-служба главы региона опубликовала стенограмму заявлений врио губернатора Сергея Гапликова и выступления и.о. министра природных ресурсов республики Романа Полшведкина.

Открывая заседание, Сергей Гапликов заявил о том, что устранение последствий нефтеразлива в Ухтинском районе — тема предельно важная и власти ведут ее с самого первого дня обнаружения нефтепроявлений с участием общественности всех надзирающих, контрольных органов.

— Все мероприятия, которые проводятся, находятся в едином плане, разработанном республиканской комиссией по чрезвычайным ситуациям. Хочу, чтобы средства массовой информации меня услышали: работа была организована с участием общественности, никто не остался без информирования. Но подчеркиваю еще один факт — мы даем информацию только тогда, когда она выверена и проверена, — после этих слов врио главы передал слово Роману Полшведкину. Стенограмму его доклада «7x7» публикует без сокращений.

 

Роман Полшведкин (слева), фото rkomi.ru

 

«Добрый день. Напомню, 8 апреля в полдень были обнаружены нефтепроявления на реке Ухта — подо льдом находилась нефтесодержащая жидкость. Сразу же была создана муниципальная комиссия, которая выехала на место, в том числе для выяснения источника загрязнения. Были начаты работы по локализации и ликвидации загрязнения на реке Яреге с привлечением сил «ЛУКОЙЛ-Коми».

В течение всего периода уборки привлекалось достаточно большое количество сил и средств; к сожалению, в тот период нам не удалось убрать нефть со льда и подо льдом, потому что он был уже неустойчивый, и это представляло опасность для спасателей и тех рабочих, которые проводили эти мероприятия. Поэтому мы имели картину, когда лед был черный и нефтезагрязнение распространилось.

Были проведены заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципального образования 12 апреля, я выехал в Ухту, и в составе комиссии мы отрабатывали все версии по поиску источника и оценили объем привлеченных сил и средств. В итоге группировка была увеличена.

Тут же было решение администрации муниципального образования перевести город с поверхностного на подземный водозабор, и до сих пор он осуществляется оттуда. В ежедневном режиме два раза в день осуществлялись заборы проб в нескольких местах, и в устье Ухты, и на Ижме, и в районе водозабора. Показатели мы контролировали регулярно, информация доводилась через сайт Министерства природных ресурсов два раза в день оперативно до населения.

К мероприятиям, направленным на ликвидацию нефтеразлива, по линии ЛУКОЙЛ-Коми и их подрядчиков было привлечено от 100 до 300 человек, до 70 единиц специальной техники, включая тяжелую. Была сооружена оперативно подъездная дорога к устью реки Яреги, сооружены два гидрозатвора на реке, которые позволили остановить основное загрязнение.

Режим чрезвычайной ситуации был снят 28 апреля, потому что ситуация была полностью под контролем, основное загрязнение мы локализовали и ПДК [предельно допустимая концентрация] по растворенным нефтепродуктам пришла в норму по всем точкам наблюдения.

Росприроднадзором по республике, а река подлежит федеральному надзору, проведена проверка. Результатом установлено, что усматриваются признаки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а именно нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение.

Межведомственная республиканская комиссия провела дополнительное обследование в период 25–27 апреля, прошел ногами все водотоки лично. Вероятными причинами комиссия установила: разгерметизацию трех старых скважин вблизи ручья Малый Войвож, нефтепроявления по старым разработкам и естественные нефтепроявления на реке Чуть — они являются источником нефтезагрязнения до сих пор, и это производственная площадка цеха подготовки и перекачивания нефти нефтешахтного управления «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

В настоящее время по представленным фотоматериалам все три скважины ликвидированы путем цементирования и установки бетонных тумб. Информация, что они явились основным источником нефтезагрязнения, не подтвердилась.

В результате государственного контроля сточных и природных вод, а также донных отложений ручья Малый Войвож, а именно он принял на себя основной удар загрязнения и находится на производственной площадке «Яреганефти», там же был сооружен дополнительный гидрозатвор. Основным источником нефтезагрязнения ручья Малый Войвож, рек Ярега и Ухта через очистные сооружения нефтешахты № 1 НШУ «Яреганефть» в апреле 2016 года явился сброс нефти из дренажной канавы, которая использовалась в качестве накопителя нефтесодержащей жидкости и отстойника.

О том, что очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии и не соответствуют природоохранным требованиям, комиссия указывала на протяжении последних двух лет. Проброс нефтяной пленки там осуществляется, ее улавливают и проводят соответствующие мероприятия, но очистные сооружения требуют реконструкции и модернизации — и чем быстрее, тем лучше.

Знаю, что сегодня принято решение на уровне «ЛУКОЙЛ-Коми» спроектировать новые очистные сооружения и их модернизировать, и в 2017 году эти мероприятия будут реализованы с учетом инвестиционной программы компании.

Естественно, мы наблюдали, начиная с января, превышение в пять раз по нормативам по тем сточным водам, которые уходили с очистных сооружений. Все фиксируется соответствующими анализами. Ситуация рассматривалась на комиссии по чрезвычайным ситуациям 20 мая. Предписано дополнительно провести обследование береговой полосы водоохранных зон и донных отложений на реках Ярега, Ухта, Ижма и ручей Малый Войвож как силами «Лукойла», так и (я выпустил соответствующий приказ) силами лесничеств и комитетов по охране окружающей среды, провести обследование всех береговых зон именно на предмет выявления остаточного загрязнения. Завтра, 10 июня, исходит срок.

А то, знаете, иногда поступают сигналы от местного населения, что там загрязнены заливные луга, то дичь или рыба пахнет, — многие такие сигналы (и через общества охотников мы работали) не находят своего подтверждения.

Тем не менее остаточное загрязнение есть, мы его проинвентаризируем и соответствующая программа зачистки будет реализована.

Предписано провести полную рекультивацию нарушенных и нефтезагрязненных земель, в том числе по восстановлению водных объектов, до 1 октября и сдать республиканской комиссии в рамках комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Не первый год общественность участвует в деятельности таких комиссий. Участвовала общественность и сейчас. И осенью мы пригласили общественность участвовать в приемке уже очищенных и восстановленных объектов.

В целях дальнейшей защиты водотоков, в первую очередь реки Ухты, предписано рассмотреть возможность строительства стационарного постоянного гидрозатвора, чтобы защитить от попадания нефти с производственной территории «Яреганефть».

Также с привлечением научных организаций предписано разработать комплекс мероприятий по защите водных объектов и рассчитать соответствующие ущербы и выполнить мероприятия по устранению последствий, и самое главное — компенсационные мероприятия водным объектам, в первую очередь водно-биологическим ресурсам, рыбным ресурсам в части зарыбления водоемов. Такие мероприятия тоже будут учтены в природоохранной программе «ЛУКОЙЛ-Коми» на следующий год.

Программа экологического мониторинга водных объектов будет продолжаться вплоть до ликвидации и сдачи всех объектов. Но я напомню: сдача — это не значит, что сдали объекты и забыли о них. Есть гарантии: на земельные участки — два года, на водные объекты — три года. Поэтому мы всегда можем отозвать свои решения, если ситуация будет разворачиваться по-другому.

Мониторинг будет вестись и лабораторными методами контроля по рекам Малый Войвож, Ярега, Ижма. Кроме того, относительно неэксплуатируемых скважин, скважин, которые нам достались с 30–50-х годов на территории Ухтинского района. Такие скважины есть и в других районах. Предписано провести их инвентаризацию и мониторинг на территории деятельности «ЛУКОЙЛ-Коми». На других территориях мы будем проводить силами Тимано-Печорского научно-исследовательского центра.

В Ханты-Мансийске в середине мая состоялось заседание федерального экологического совета, где ситуация по старым скважинам была доложена мною министру природных ресурсов Донскому Сергею Ефимовичу. Вчера поступил протокол совета, где просят от Республики Коми представить предложения для финансирования ликвидации таких старых скважин. Я думаю, в этом софинансировании должны поучаствовать и недропользователи, на территории которых находятся такие скважины.

Контроль всей ситуации остается за Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, локальный контроль — за администрацией.

Хочется отдельно отметить работу по информированию. Я два раза встречался с населением: и в период конца апреля, когда были основные работы по уборке, мы достаточно много дискутировали, пригласили участвовать общественность во всех мероприятиях, в том числе контрольных. 2 июня состоялась встреча с населением, где мы сняли все вопросы и проговорили то, как будет ситуация с их участием развиваться дальше.

Мы приглашаем всех и к участию в комиссиях, и к отслеживанию ситуации. Все результаты выполнения природоохранных программ «ЛУКОЙЛ-Коми» будут публиковаться на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с обязательным доступом общественности. Доводили информацию и через СМИ.

Кроме того, все материалы направлены и в печорскую природоохранную межрайонную прокуратуру для принятия мер, направлены в следственное управление Следственного комитета России по Республике Коми.

Кроме того, «Лукойлу» предписано скорректировать план ликвидации аварийных разливов нефти с учетом ситуации на очистных сооружениях и с учетом наличия старых скважин на территории горного отвода. Чтобы впредь ситуация не повторилась, и мы знали, как реагировать.

Что происходит прямо сейчас. Ведется зачистка остаточных загрязнений на реке Ухта, Ярега. На Малом Войвоже ведутся активно работы по зачистке. Проводится обследование берегов. Сейчас привлечено к очистке порядка 20 человек и 7 единиц техники. Утилизация собранных отходов ведется на соответствующих объектах. Эти работы будут продолжены до полного восстановления.

Что касательно содержания нефтепродуктов. Сейчас содержание нефтепродуктов на сегодняшнюю дату составляет 0,007 миллиграмм на дециметр в кубе при нормативе в 0,05. Причем это рыбохозяйственное значение, не питьевое. То есть мы имеем абсолютное непревышение, все в пределах качества.

Кроме того, управлением Росприроднадзора по Республике Коми будет возбуждено административное производство, будет посчитан соответствующий ущерб и выставлен штраф».

 

Александр Лейфрид, фото rkomi.ru

 

После этого доклада Сергей Гапликов предоставил слово гендиректору «ЛУКОЙЛ-Коми» и депутату Госсовета Александру Лейфриду. Тот подтвердил представленную Полшведкиным информацию и уточнил ее.

— Хочу только дополнить, что количество людей, которое было названо (20 человек), на самом деле было больше. Мониторинг прибрежной зоны продолжается, потому что падение уровня воды ее идет и фиксируются очаги, те места, где есть какая-то пленка, содержание нефтепродукта. При появлении большего количества мы будем усиливать группировку по людям, сколько это будет необходимо, — сообщил Лейфрид. — Теперь по поводу очистных сооружений: на самом деле было правильно сказано, что нам в течение двух лет были предписания. Эти работы не просто начаты, в конце этого года проектные работы будут закончены и мы начнем строительство новых очистных сооружений, которые к концу 2017 года надеемся построить. Нагрузка на очистные сооружения, которые сегодня имеются, она снизится у нас буквально к сентябрю. Мы запускаем новую установку по подготовке сдачи нефти, которая примет полностью подготовку на себя, так сказать, освободив тот участок, который был назван как возможный источник причины этой аварии. И будет запущена водоподготовительная установка, которая полностью воду заберет на себя и будет использовать не для сброса, а для выделения пара — парогенерацию. То есть через два месяца очистные сооружения придут в норму. Ну, и как было предписано, до 1 октября мы выполним все мероприятия, которые разработаны [по ликвидации последствий инцидента].

 

Сергей Гапликов

 

Задав еще несколько уточняющих вопросов руководителю компании и получив обнадеживающий ответ, врио главы констатировал:

«В общем, коллеги, наверное, другие комментарии сегодня излишни. Работа организована, меры необходимые принимаются. Понятно, что ощущения и последствия неприятные… К сожалению, это жизнь, и мы понимаем, что бывает всякое. Но что касается этой ситуации — контроль осуществлен, надзорные органы выполняют необходимые функции, и все меры, которые разработаны в рамках работы чрезвычайной комиссии, будут выполнены, — о чем мы сейчас услышали заверение руководителя компании. В окончательном итоге, когда будут завершены все мероприятия, мы, безусловно, привлечем общественность, чтобы вместе проинспектировать все участки, очищенные в рамках принятых мер.

И хотел бы особенно сейчас, в этой ситуации, обратить внимание на необходимость давать объективную информацию. Особенно это касается средств массовой информации — не пользоваться слухами, не пользоваться инсинуациями, не допускать спекуляций по отдельным моментам и сюжетам. Я понимаю, что очень вкусно все, жарено, но еще раз говорю: мы в ответе за все информационные сюжеты и потоки, которые исходят от нас, и мы даем только проверенную качественную информацию. Если иная информация попадает в СМИ и на ней начинается определенное педалирование, прошу вас к этому относиться внимательно и каждый сюжет проверять обстоятельно и досконально.

Все сигналы, которые к нам поступали, мы отработали. Недовольство людей прекрасно понятно, меры принимаются — информация о них доводится до людей. Она также будет размещена на сайте [Минприроды], к которому есть свободный доступ, и можно будет все материалы в открытом доступе посмотреть — весь ход работы, с момента его начала до фактического завершения.

Еще раз просил бы в период, когда мы проводим ликвидацию чрезвычайных происшествий, терпимее относится к выполнению работ и не поддаваться слухам, не раздувать их до вселенских масштабов. У нас работают десятки предприятий, и каждый день может случаться масса разных нюансов, технических, технологических, природных — все вопросы досконально прорабатываются и проводятся необходимые предприятия. Все находятся под контролем».

***

Нефтеразлив под Ухтой произошел в первой декаде апреля. 10 апреля рыбаки обнаружили нефтяные пятна на льду реки Ухты, только на третий день после этого в акватории реки был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Из-за превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде ухтинский водозабор перевел город на резервный источник водоснабжения. В конце апреля нефть, преодолев около трехсот километров, дошла до села Ижмы, паводковые воды занесли нефтяную пленку на места традиционного выпаса домашнего скота на противоположном от Ижмы берегу, где находится село Мохча. 5 мая в Ижме состоялся митинг против нефтеразливов, на следующий день ижемцев акциями протеста поддержали жители еще трех населенных пунктов. Последними на митинг вышли жители усинского села Усть-Уса.

Предварительная официальная версия утечки — разгерметизация старых скважин. Общественники заявили, что не верят в эту версию: «обвиненные» в аварии старые скважины — всего лишь попытка уйти от ответственности настоящего виновника, коим, по мнению членов Комитета спасения Печоры, является «дочка» «Лукойла» — компания «Яреганефть». Точные причины и объемы разлившейся нефти официально до сих пор не названы. Росприроднадзор по Коми заявил, что в связи с нефтеразливом на Яреге усматривает нарушение законодательства об охране окружающей среды в действиях «ЛУКОЙЛ-Коми».