В зале Общественной палаты Коми 4 апреля, еще за 10 минут до начала круглого стола на тему патриотизма, все места были заняты. В углу грустно сел мужчина в военной форме (он так ничего не скажет за все два часа). Чуть поодаль от него — мужчина в казачьей форме. Слева от президиума — пенсионерка с георгиевской ленточкой. Рядом с ней известные афганцы, представители ДОСААФ, школьники и студенты. В центре стола — член партии «Родина» и общественник Александр Пасечник. Он в начале встречи признался, что в пропаганду патриотизма вложено очень много средств, усилий и времени. Но жители Коми не оценили этого и Родину больше любить не стали. А значит, надо работу переформатировать и вложить еще больше. Все предложения, порой спорные, выслушал корреспондент «7x7».

 

Александр Пасечник

 

Открывая встречу, Александр Пасечник признался, что его беспокоит ситуация с нравственным и патриотическим воспитанием молодежи в республике. В Коми уже действует межведомственный план патриотических мероприятий, но он какой-то «несистемный», а ситуация в вопросе патриотизма не соответствует ни времени, ни требованиям. Поэтому и нужно создать новую программу, которая «объединит усилия всех сторон».

— Недавно у нас на мероприятии 80% молодежи сказали, что хотят уехать из республики. Я не знаю, сколько из страны [хотят уехать]. Это все косвенный результат нашей работы по патриотическому воспитанию, — сразу же высек себя Пасечник, но предложил вносить предложения в документ.

 

Кирилл Рудан

 

Ученик печорской гимназии №1 Кирилл Рудан составил свой «рецепт» патриотизма, который включает пять ингридиентов.

Во-первых, юноша предложил обратиться к опыту Советского Союза и заказывать у художников патриотические произведения. Во-вторых, СМИ, по его мнению, должны больше рассказывать о героях малой родины. В-третьих, Кирилл Рудан предложил использовать пропаганду, как это было в Советском Союзе. В качестве примера он привел фразу «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жив», которую помнят все

В-четвертых, молодой человек считает нужным пригласить маркетологов, которые с помощью «уловок и психологических приемов» помогут полюбить страну.

— Мы можем созвать команду грамотных маркетологов и попросить их решить задачу: как показать, что русский народ — великий народ? И они вам составят огромный список, какие плакаты повесить и как их оформить, — сказал Кирилл Рудан.

Ну и в-пятых, надо обязать молодежь ходить в библиотеки и музеи.

 

Сергей Копылов

 

С тезисом о приглашении маркетологов согласился председатель регионального отделения ДОСААФ Сергей Копылов.

— Человек должен чувствовать, что ему это надо, выгодно, и действовать с внутренним позывом. Надо исходить из концепции того, что патриотизм — это необходимая вещь, как кушать, пить, спать. Любая страна, которая не имеет патриотических идей, становится сырьевым придатком другой страны. И мы знаем какой, — заинтриговал собравшихся Копылов своим внешнеполитическим тезисом. — Мы видим на примере Украины, что произошло за 24 года. Она потеряла свою самостоятельность, — продолжил сыпать оценками Копылов.

Затем слово взял руководитель «Молодой Гвардии» в Сыктывкаре Андрей Изъюров. Он решил произнести свою речь стоя.

— Вся эта работа по жесткому информационному потоку не пройдет, — сходу заявил Изъюров.

 

Андрей Изъюров

 

Молодогвардеец подошел к своему знакомому, положил ему руку на плечо и сказал, что он похудел более чем на 50 килограммов за полгода. И если раньше у него было только 13 друзей, то теперь их — две тысячи. Затем Изъюров приобнял девушку Вику, заявив, что после прихода в «Молодую гвардию» она бросила курить.

— Вика, тебе месяц назад было плевать? А теперь, когда ты видишь этот флаг [флаг России], тебе не наплевать, — склонился он над ее ухом, так и не пояснив, как связан отказ от курения с патриотизмом.

Андрей Изъюров, словно юный проповедник, размахивая руками, стал говорить, что молодежь не воспринимает то, что ей не нравится, что именно поэтому, ради патриотизма, надо поддерживать молодежные организации (прозвучал невольный намек на «Молодую гвардию»).

Молодогвардейца решили пристыдить за то, что он говорит от лица всей молодежи Коми, в том числе и той, что курит. Но Изъюров нашел контраргумент.

— Молодежь сейчас не верит власти, — попытался парировать молодогвардеец.

— Так нельзя говорить, что молодежь не верит власти, — вступила в разговор бывший депутат Госсовета Коми Людмила Афанасьева, тоже перейдя на обобщения.

— 10% только верит, — стал защищаться Изъюров.

— Нет, — победила в споре юношу Афанасьева.

 

Людмила Афанасьева

 

Людмила Афанасьева вернула разговор к теме использования советского опыта в вопросе пропаганды патриотизма. По ее мнению, надо срочно возрождать институт семьи, как это было в СССР. В качестве примера Афанасьева вспомнила акцию «Бессмертный полк», когда 9 мая люди в разных городах страны семьями выходили на улицы с портретами воевавших прадедов и дедов.

— У нас очень замечательная молодежь. Но взрослые растеряны, и молодежь растеряна оказалась. Надо взрослым собрать мозги в кучу, — самокритично заметила Афанасьева.

Вскоре в разговор снова вступил печорский школьник Кирилл Рудан.

— Сейчас половина мужчин сидит в пиджаках. Почему? Потому что когда-то это стало модным. Почему мы не можем сделать патриотизм тенденцией моды? Патриотом быть почетно и приятно, ты выглядишь красиво. Я все еще настаиваю на создании группы маркетологов, — вновь потянул воз в свою сторону активист.

Среди предложений прозвучало и такое: размещение в автобусах плакатов с героями Советского Союза (в этот момент корреспондент «7x7» представил, как он едет в старом грязном сыктывкарском автобусе по разбитым дорогам, смотрит на плакат героя Советского Союза и его начинает переполнять любовь к Родине). Затем дошла очередь до тезиса о том, что общество и, в частности, молодежь, надо «выстроить» под государственной идеологией, как это было с октябрятами, пионерами и комсомольцами (и корреспондент «7x7» снова унесся в мечты о том, как он будет маршировать в шеренге таких же патриотов с развевающимися алыми галстуками по посыпанному тоталитарным гравием тротуару).

— Вот мы и говорим, что идею сначала надо выстроить, а потом под это деньги заводить. А пока мы сами не знаем, что там [в концепции] должно быть. По большому счету, стройной картины в голове ни у кого нет, — наконец-то признал этот факт Александр Пасечник.

Женщина-ветеран высказала неожиданное мнение: патриотизм среди населения «не растет», потому что в школах нет вожатых. И этот институт необходимо срочно возродить. Предложение внесли в проект концепции.

Член Общественной палаты Коми Павел Поташов выдал сразу несколько предложений, среди которых — возрождение технических кружков и составление списка 100 патриотических фильмов, куда обязательно надо включить картину «Поддубный» про известного борца.

— Давайте так. Зачем нам вообще патриотизм? — наконец-то задал важный вопрос председатель регионального отделения ДОСААФ Сергей Копылов. — Патриотизм противопоставляет экспансию с какой-то другой стороны, — дал он логичный ответ на свой же вопрос.

— Сергей Петрович, а вы патриот? — поинтересовалась у него Людмила Афанасьева. — Вы патриот, и я патриот. Поэтому патриотизм есть у нас, — приободрилась Афанасьева.

Член партии «Родина» и руководитель исполкома Союза ветеранов Афганистана Александр Рассохин предложил ради патриотизма убрать из школьной программы ОБЖ и вернуть НВП (начальную военную подготовку).

— Надо убрать женщин отсюда [от преподавания этих предметов], и обязательно поставить туда мужчин. В школе кроме сторожа и охранника должен быть мужчина в военной форме, — сказал Рассохин.

— Лишь бы это не был муж директора, — попытался пошутить Поташов.

— Всегда так было, — со знанием дела сказала пенсионерка, выступавшая ранее.

 

Дмитрий Безгодов

 

В завершение слово предоставили новому заместителю министра образования и молодежной политики Дмитрию Безгодову.

— С моей точки зрения, патриотизм не может противопоставляться государству. Если так, то что-то не так с государством. Либо эта территория оккупирована, либо в сознание молодежи и интеллигенции внедрена пагубная идея... — начал свою речь Безгодов. — Если мы пытаемся в молодежи воспитывать патриотизм, но при этом государство выносим за скобки, получится, скорее всего, новая революция.

По мнению Безгодова, армия и семья должны стать доминантами:

— Надо помолиться богу за такую неспокойную внешнеполитическую обстановку. Если бы не это, мы бы расслаблялись и дальше. Потому что здесь человек встречается один на один с вызовами религиозного порядка, соразмерными с понятиями «жизнь» и «смерть»... Когда я говорю о семье, я имею в виду рождение детей. Мужчина, защищающий своей жизнью страну, и женщина, в величайших муках и страданиях рождающая ребенка. В эти два направления надо приложить всю общественную энергию. А от себя я бы добавил, что нам нужно величайшее внимание к тем духовным сокровищам, которые собраны Русской православной церковью.

В этот момент все смешалось: вожатые и Ленин, маркетологи и Поддубный, церковь и армия. Но ясность внес Пасечник, заявив, что все конкретные предложения войдут в концепцию.