26 марта в Йошкар-Оле состоялся форум общественности «Прошлое и настоящее народа мари», сообщает корреспондент «7x7». Организатором его стала межрегиональная ассоциация общественных организаций «Марийский мир — XXI век».

Участие в форуме приняли более ста человек, представители общественных организаций мари не только из Йошкар-Олы и районов республики, но и из других регионов России.

Президент «Марийского мира — XXI век» Михаил Долгов не смог приехать в Йошкар-Олу, приветствие от его имени зачитал советник его Игорь Кудрявцев. Форум марийской общественности приветствовали коммунисты: они направили послание за подписью депутата Госдумы Сергея Мамаева.

Доктор исторических наук Ксенофонт Сануков начал свой доклад «История народа мари: настоящее и будущее» с констатации факта: позиции марийского языка за 26 лет с момента возобновления национального общественного движения в республике не укрепились, он все больше убеждается: с каждым днем ситуация становится все хуже.

 

Ксенофонт Сануков

 

— Самое главное: мы выжили как этнос. Но сможет ли марийский народ прожить хотя бы до конца XXI века? Появляются сомнения, — сказал ученый. — На раннем этапе нашей истории многое зависело от того, кто окружал древнемарийские племена от соседей. Ими были более многочисленные, лучше организованные народы. Их менталитет был связан не с обустройством своих территорий, а с интересом к чужим землям. Марийцы не смогли создать своего государства. Это оказывает влияние на всю нашу историю. В XVI веке весь марийский край вошел в состав Русского государства. Из советской истории мы знаем о таком понятии, как «национальный гнет». Угнетение подорвало потенциальные возможности марийского народа. В начале XX века появился небольшой слой марийской интеллигенции, который это чувство второсортности преодолел. Это, например, Сергей Григорьевич Чавайн, основоположник марийской литературы или просветитель Павел Петрович Глезденёв. Эти люди стали внушать своим сородичам чувство собственного достоинства. В 1917 году, как следствие, появилось общественное движение, выступающее за решение различных вопросов национального порядка. За несколько лет уровень марийской культуры, литературы поднялся на такую высоту, о которой мы и не подозреваем. А в 1937 году вся марийская интеллигенция была уничтожена. Такое ощущение, что мы до сих пор не можем оправиться от этого удара и так и будем считать себя второсортными.

Но после войны появились новые таланты: Ким Васин, Миклай Казаков, Валентин Колумб, Эрик Сапаев. В конце 1980-х годов, по словам Ксенофонта Санукова, возникли предпосылки для возобновления традиции национального общественного движения:

— При Зотине [первый президент Марий Эл в 1991–1997 годы] марийцы были на должностях, но потом стало считаться, что марийцу не только президентом не стать, но и другие должности в правительстве занимать нельзя. На выборах в 1997 году победил Вячеслав Кислицын [занимал пост президента Марий Эл в 1997–2001 годы], он русский, но уроженец республики. Когда третьи выборы прошли, победил Маркелов [Леонид Маркелов, нынешний глава региона]. Вы ситуацию знаете: он потом второй раз победил, затем был назначен еще раз в 2015 году.

Ксенофонт Сануков привел статистические данные о численности марийского народа. До 1993 года она увеличивалась. После него — неуклонно снижается: в 1926 году марийцев было 428 тыс., в 1939 — 480 тыс., в 1979 — 622 тыс., в 1985 — 671 тыс. В Российской Федерации, по результатам последней переписи населения страны (2010 г.), проживает 444 тыс. марийцев.

На форуме общественности «Прошлое и настоящее народа мари» прозвучало около 30 докладов и сообщений. В ближайшее время «7x7» планирует ознакомить читателей с некоторыми из них.